Общинное устройство

После «переворота Чэнтана» первобытная родовая община была разрушена, вместо нее возникла сельская территориальная община, получившая название «и» — «поселение». В период Инь термином «и» обозначали территориальную общину. Китайский историк У-Цзе указывает на двойственную природу этой общины: 1) «И» сперва являлось поселением кровных родственников — первобытной общиной. В дальнейшем земля общины была объявлена собственностью государства, и члены «и» платили в казну за право пользоваться землей; 2) в награду за заслуги перед правящим домом видным военачальникам и старейшинам родов на завоеванных землях давались участки, чтобы заселить земли и устроить поселения, которые назывались «пожалованными и».
Одно из древних начертаний иероглифа, обозначающего поле, представляло собой квадрат, разделенный на девять частей. Без внешних сторон большого квадрата это начертание напоминало иероглиф «цзин» — «колодец». Го Мо-жо предлагает считать это доказательством существования «колодезной системы» землепользования в общине, где центральное поле являлось общественным. Возможно, это и справедливо, но «колодезная система» более характерна для последующей династии Чжоу.
В территориальных общинах было объединено фактически все сельское население страны. Однако община не имела своей земли, вся земля в стране была собственностью вана. Ван назначал старейшин для сбора налогов и податей, земля официально не подлежала купле и продаже.
Основой производственных отношений в государстве были в основном взаимоотношения рабов и рабовладельцев, но производителями благ были и крестьяне-общинники. Все государство Инь делилось на двенадцать родов (в некоторых источниках двадцать). Члены одной общины объединялись по
16

территориальному признаку, и земля, выделенная общине ваном, расходилась в пользу отдельных семей. Каждая семья крестьянина получала надел в свое пользование, с которого она обязана была платить налог государству и вносить пожертвования в фонды. Так как земля периодически перераспределялась, то скот, орудия труда и семейный фонд находились в частной собственности семей. Так создавалась возможность обогащения за счет другого. Чиновники(Панбо) обогащались за счет получения лучшего участка и воровства из общей кассы. В этих условиях кровнородственные связи заменялись связями территориальными.
Непосильные налоги, которыми облагалось крестьянство, способствовали развитию ростовщичества. Панбо увеличивали свои богатства за счет общины, а рядовые крестьяне все больше попадали в ростовщическую кабалу. Крестьяне продавали в рабство детей, а потом сами становились рабами. Этот процесс разложения общины формировал антагонизм между крестьянами и аристократией.
В общинах действовала традиция культовых праздников, сохранялись нормы обычного права. Члены общины вели происхождение от общего предка, которому они поклонялись. В общинах имелось родовое кладбище. Члены семей были связаны круговой порукой, за преступление одного наказывалась вся община. Пережитки первобытнообщинных отношений сохранялись в семейно-брачных обрядах. Наследование проходило от старшего брата к младшему, и большую роль в семье имел дядя со стороны матери.

Армия

Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Войны, в частности завоевание значительных территорий иньской эпохи, оказали непосредственное влияние на становление китайского государства.

Основу военной силы составляли воины-полупрофессионалы, входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и лагерях. Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их хозяйственную базу. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в распоряжении вана. Должности командующих группой армий передавались по наследству.

Воинские повинности в империи существовали наряду со строительными и гужевыми. На охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники, потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь свободные земледельцы.

Постепенно формировалась и постоянная армия, находящаяся на содержании казны. Она состояла из телохранителей императора, частей, охранявших столицу. На эти части, численность которых в 140 году до н.э. достигала 20 тыс. человек, возлагались и полицейские функции. Так, поимка бандитов и разбойников была обязанностью военного ведомства. Начальник императорской гвардии, телохранитель вана, занимал важное место при дворе.


18

1.10. Кризис в иньском государстве

В государстве Инь происходила ассимиляция племен инь и ся и создание новой этнической общности. В результате этой ассимиляции и сложилась иньская общность. Эта народность легла в основу китайской народности и культуры. Близ северо-западных границ кочевали племена Чжоу. Они стали расселяться среди иньцев и защищать суверенитет иньского государства от набегов кочевых племен.
В 9 веке д. н. э внутреннее и внешнее положение государства сильно изменилось. Период от Чэнтана до Паньгэна были становлением иньского государства. Пика своего могущества оно достигло при Паньгэне и при Удине (8 век до. н э.) Но последующий период характеризуется глубоким кризисом в иньском оществе, кризисом династии и общим упадком.
Рабовладельческая аристократия эксплуатировала свободных крестьян, облагала их непомерными налогами. Положение крестьянства стало невыносимым. Широко развивалось ростовщичество и долговое рабство. Разлагалась община. Противоречия между аристократий и крестьянами-общинниками наряду с противоречиями рабов и рабовладельцев разлагали и разделяли иньское общество.
С разложением крестьянской общины происходил упадок сельского хозяйства. Государство не принимало никаких мер для его нормализации. Чиновники, аристократия, ваны вели паразитический образ жизни. Соперничество между аристократией и ванами еще больше усугубляли положение государства и сельского хозяйства. Во время последнего вана Дисия (1108-1076 г. до н. э) участились выступления рабов и крестьян против существующего строя. В стране процветал разбой, а ван стремился утопить эти выступления в крови, но они разрастались с новой силой. Отголоском этих событий явилась вражда внутри господствующего класса — между
19

аристократами из рода вана и панбо. Стремясь обособиться от подчинения правительству, панбо присоединялись к выступлениям рабов и крестьян. Они отказывались поставлять двору налог со своих районов. В этой сложной обстановке ваны пошли на привлечение в армию рабов и использование вассальных племен. В виде особой милости ван разрешал племенам, оказавшим военную поддержку его государству, расселяться на землях Инь.
Основными противниками Инь, с которыми велись постоянные войны, были северо-западные племена ту и гуйфан. Вассальным соседом на северо-западе были и племена чжоу. Они несли службу по охране государственных границ Инь.


20

1.11. Вторжение чжоу. Падение Инь

В 1088 г. до н. э. на пост вождя племени Чжоу был выдвинут Сибочан-Вэнь-ван. Вэньван и его преемник Уван, ловко используя создавшиеся затруднения в иньском государстве, старались расширить свои владения за счет Инь.
Среди иньских рабов было много иноплеменников, немало было и рабов чжоу. Вэньван воспользовался волнением рабов и создал мощный союз под предводительством чжоу на северо-западных границах государства Инь. Племена чжоу быстро превратились в главных противников иньцев.
Чжоу были полукочевыми скотоводцами, заниматься земледелием они начали лишь после 7 века д. н. э. Иньская культура оседлых земледельцев благотворно влияла на развитие чжоу, но в общественном развитии чжоу все равно продолжали оставаться на более низкой ступени.
В период разложения первобытного строя чжоу оседали на плодородных землях реки Вэй. В их племенах происходило разделение на кочевников-скотоводов и земледельцев.
Военачальники чжоу обогащались за счет военных походов, это приводило к расслоению общества, но этот процесс у них так и не завершился.
Вэньван проводил политику «заботы о благе народа», правитель лично принимал участие в полевых походах, пас овец. Китайские летописцы и философы видели в этих действиях Вэньвана проявление государственной мудрости и человеколюбия. Государственный строй Инь с его системой рабовладельческих отношений был менее гуманным, чем правопорядок Чжоу, но он был прогрессивным.
В правление последнего иньского вана Дисиня, когда в стране возникают волнения среди свободных крестьян, когда панбо выступают против аристократии рода вана, а вассальные территории стремятся освободиться от

господства Инь, Чжоу создает коалицию племен и вторгается в пределы Инь. Коалиция, возглавленная чжоуским вождем Уваном, представляла союз кочевых племен. Чжоу в битве с иньцами рассчитывали получить пленных, которых можно было бы использовать в земледелии. Уван, согласно записи в «Шуцзине», обращаясь к своим воинам, сказал: «На земле Инь не следует убивать тех, кто сдался в плен, чтобы заставить их служить нам на наших западных землях».
В 1076 г. до н. э. произошло решающее сражение между коалицией чжоу и войсками государства Инь, которые находились под предводительством вана Дисиня. Этнически пестрая иньская армия не хотела сражаться за своих господ и была разбита. Коалиция чжоу изменила ход дальнейшей истории. Разгром основных сил Инь еще не дал чжоу окончательной победы. Часть армии государства Инь укрепилась в городе Шаньдуне и борьба с ней продолжалась еще при наследнике Увана – Чэнване. Окончательное покорение всех земель Инь произошло в 1069 г. до н. э, оно привело к установлению новой монархии и новой династии ванов. Правитель чжоу Чэнван первым принял титул вана. Так закончилось правление династии Инь.



22

Глава №2 «Период западного Чжоу»

2.1. Положение вана и государственный строй

После завоевания государства Инь, чжоу потребовалось время, чтобы освоить уровень производительных сил иньцев. В периоде западного Чжоу выделяют только двух императоров – Чэнвана, окончательно завоевавшего иньские земли, и Мувана, известного своей законодательной деятельностью. Общество чжоу ничем принципиально не отличалось от иньского, будучи тоже рабовладельческим. О положении трудящихся масс в государстве Чжоу сохранилось много сведений. В их обществе рабский труд применялся в больших масштабах, с более разработанной системой аппарата управления, с сохранением в большей степени первобытнообщинных отношений.
Ван был неограниченным владельцем всей земли в стране, высшим судьей и повелителем. В период Чжоу отчетливо проявляется форма восточной деспотии. Землепользование и развитие в обществе чжоу значительно отличается от иньского общества.
Ван был владельцем всех средств в производстве, он выступал как узурпатор общинной земельной собственности. Социально-экономические отношения в Китае того времени полностью соответствовали тем чертам государства в Азии, о которых говорил Карл Маркс, когда указывал, что «государство здесь верховный собственник земли. Суверенитет здесь — земельная собственность, концентрированная в национальном масштабе. Но зато в этом случае не существует никакой частной земельной собственности; хотя существует как частное, так и общинное владение, и пользование землей». Государство в лице вана присваивало себе новые участки земли на завоеванных территориях. Деспотия вана существовала в обществе Чжоу в

23

самых грубых ее проявлениях. В этот период существовал принцип, что все земли и рабы этого мира должны принадлежать вану. Все пашки и земледельцы находились в его собственности, которых он широко жаловал аристократии.
Среди чиновников в государстве выделились «чжухоу». Они были признанными домом Чжоу и являлись владельцами обширных областей Китая.
Государственный аппарат в стране защищал интересы рабовладельческих классов и держал население в повиновении, он осуществлял покорение земель и племен, проводил общественные работы в государственных землях и в ремесленном производстве.
В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые
служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три класса - старшие, средние, младшие.

На верху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также отчасти уцелевшей после покорения иньской аристократии.


24


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: