Лекция становится проблемной при выполнении двух условий

1. Содержание учебного материала отобрано и структурировано с учетом принципа проблемности (преподавателем разработана система учебных проблемных задач, отражающих основное содержание лекции).

2. Принцип проблемности реализован при развертывании этого содержания непосредственно на лекции (лекция построена как диалогическое общение преподавателя со студентами в ходе разрешения поставленных проблем).

Учебные проблемы, которые ставятся на лекции, определяются содержанием изучаемого предмета, их значимостью для усвоения нового материала. Они должны быть доступными для студентов по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, способствовать развитию их личности – общему и профессиональному. Для создания проблемных ситуаций на лекции можно использовать научные и методические приемы. Научные приемы предполагают знакомство студентов с реально существовавшими или существующими научными проблемами, показывают пути их разрешения (например, развитие понятия числа, систем счисления и др.). Методические приемы предполагают привлечение студентов по ходу лекции к отдельным аспектам проблемы (см. ниже фрагмент лекции по математике). Назовем некоторые из таких приемов.

1. Создание проблемной ситуации в самом начале лекции как введение в новую тему (например, перед изучением множества комплексных чисел студентам предлагается уравнение, которое невозможно решить на множестве действительных чисел).

2. Привлечение студентов к составлению плана лекции (см. ниже фрагмент проблемной лекции по методике преподавания математики).

3. Привлечение студентов к определению главной идеи лекции.

4. Подбор определенных высказываний известных ученых (например, о роли геометрии в науке и практической деятельности человека).

5. Ознакомление с историей научной проблемы и поиском ее решения (например, признание идей Н.И. Лобачевского).

6. Предоставление студентам возможности определить собственную позицию при наличии различных точек зрения (например, разные подходы к формированию представлений о натуральном числе, использованию тех или иных методических приемов и т.д.).

7. Заострение реально существующих противоречий, столкновение несовместимых на первый взгляд явлений (почему …, хотя; почему …, не смотря на; если …, то почему; если …, то можно ли и т.д.).

8. Показ видеосюжетов (схем, рисунков, чертежей) с постановкой вопросов перед показом.

9. Проведение опытов, наблюдений(например, стохастических экспериментов).

10. Формулирование гипотезы и организация исследования с целью создания проблемной ситуации (например, метод неполной индукции).

11. Побуждение студентов к обобщению фактов (например, практическое решение комбинаторных задач на составление различных вариантов меню, комплектов одежды, расписаний учебных занятий, маршрутов для вывода общих формул подсчета числа различных комбинаций).

12. Постановка вопроса, имеющего несколько ответов или способов решения (например, разные способы доказательства теорем, решения задач и т.п.).

13. Неполное изложение интересного для студентов материала с предложением самостоятельно изучить указанную литературу.

14. Привлечение студентов к высказыванию прогнозов (например, в ходе решения задач теории вероятности и математической статистики, построения графиков функций и др.).

15. Постановка проблемно_риторических вопросов по ходу лекции или при ее завершении с предложением подумать, а затем обсудить этот вопрос в конце лекции или позже на практическом занятии (связь изучаемого материала с курсом математики начальной школы, применение полученных знаний в практической деятельности человека и др.). Следует отметить, что проблемность при обучении математике возникает совершенно естественно и не требует создания искусственных ситуаций. По сути, не только каждая текстовая задача, но и большая часть других заданий по математике представляют собой своего рода проблемы, над решением которых обучающийся должен задуматься, если не превращать их выполнение в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому образцу. На проблемной лекции преподаватель организует диалогическое общение в ходе изучения теоретического материала. Диалог – необходимое условие для развития мышления студентов, так как мышление диалогично по способу своего возникновения (А.М. Матюшкин). С помощью постановки проблемных и информационных вопросов (выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, обращение к студентам за помощью и др.) преподаватель привлекает слушателей к дискуссии, совместному размышлению. Чем больше степень диалогичности лекции, тем легче достигаются результаты обучения, тем больший развивающий, воспитывающий и обучающий эффект она дает. Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается организацией взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов. Преподаватель приходит на лекцию не как «законодатель», а как собеседник, стремящийся «поделиться» со своими слушателями знаниями. Основной его задачей является не столько передача информации, сколько приобщение студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения (А.А. Вербицкий). Лектор не только признает право студента на собственное суждение, но и заинтересован в нем. Преподаватель ставит вопросы к изучаемому материалу и отвечает на них; побуждает возникновение вопросов у студентов и стимулирует поиск ответов на них по ходу лекции; подводит студентов к самостоятельным выводам, делая их соучастниками процесса поиска путей разрешения противоречий, созданных самим же преподавателем, и добивается того, чтобы студент думал совместно с ним. В этом случае в аудитории возникает обстановка Интеллектуальной напряженности, сопереживания, соразмышления. Общение на лекции может строиться как живой диалог или как внутренний. Во внутреннем диалоге студенты вместе с преподавателем формулируют вопросы и отвечают на них или фиксируют вопросы в конспекте для того, чтобы найти ответы на них в ходе обсуждения с другими студентами или после индивидуальной консультации с преподавателем. На проблемной диалогической лекции преподаватель использует заранее составленные проблемные и информационные вопросы. Проблемные вопросы нацелены на еще не раскрытую проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое то интеллектуальное действие, целенаправленный мыслительный процесс [7]. Ответ на эти вопросы не содержится ни в прежних знаниях студентов, ни в предъявленной информации (записи на доске, на стендах и т.п.). Информационные вопросы обращены к уже имеющимся у студентов знаниям и позволяют актуализировать последние, что необходимо для понимания проблемы и начала умственной работы для ее разрешения [1]. Сочетание проблемных и информационных вопросов позволяет преподавателю развивать мышление студентов, учитывая индивидуальные особенности каждого. Приведем в качестве примеров фрагменты проблемных лекций для студентов – будущих учителей начальных классов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: