Развитие фонематического восприятия

Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Они подводят ребенка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте.

Упражнения по развитию фонематического восприятия тесно связаны с упражнениями по развитию правильной артикуляции. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию.

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

§ Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).

§ Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.

§ Узнавание звука в слове.

§ Определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине слова).

§ Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие, р и л).

§ Придумывание слов на определенный звук.

В работе над звукопроизношением и фонематическим восприятием рекомендуем применять цветовые сигналы звуков (цветные кружочки диаметром до 9 см). Сочетание речевых упражнений с выставлением цветовых сигналов вносит в занятия игровой момент, вызывает у детей интерес к занятию. Цветовое обозначение звуков условно, но оно должно быть стабильным. Для обозначения звука с берется кружок синего цвета, для звука ш — кружок красного цвета.

Звонкие согласные б, д, г обозначаются зелеными, а глухие согласные п, т, к — черными кружками. Звонкость звуков з и ж обозначается маленьким зеленым кружком в центре синего и красного кружка. Звуки л и р — желтым и розовым кружками.

Хорошим пособием для работы над анализом предложения и для игры «Мы пишем и читаем по цветовым сигналам» служит специальная касса. На кассе (размер 100×50 см) нашито несколько рядов кармашков различной длины. В эти кармашки вставляются полоски, обозначающие предложение, слова и слоги. На первом ряду в длинный кармашек вставляется полоска-предложение. Затем идут 2 ряда по 3 кармашка для полосок-слов. В последнем ряду 3—4 маленьких кармашка для слогов. Кармашки для слогов должны находиться под полосками-словами в 3-м ряду.

Полоски (предложение, слово и слоги) вырезаются шириной 6—8 см, так как половина полоски вставляется в кармашек. Внизу кассы два глубоких кармашка для хранения полосок-слов, слогов и цветовых сигналов.

Такая касса очень удобна. Она висит на стене в группе, а во время занятий прикрепляется к доске. Детям старшей группы очень нравится игра «В школу». Во время свободных занятий они сами подходят к кассе, вставляют слова-полоски, расставляют на них цветовые сигналы и прочитывают слова.

Для фронтального проведения игры «Мы читаем и пишем по сигналам» рекомендуется сделать для каждого ребенка конверт с набором пособий. В конверте: две полоски размером 10×2 см — «слова»; четыре полоски размером 4×2 см — «слоги»; набор цветовых сигналов небольшого диаметра (3—4 см) по 1 сигналу на каждый звук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: