Программа коррекционной работы по развитию дефицитарных функций у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Е.К.Лютовой, Г.Б. Мониной

В работе с детьми предполагается использовать три направления:

1. Развитие дефицитарных функций: внимания, контроля поведения и двигательного поведения.

2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Коррекция негативных форм поведения.

Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции, т.к. гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным.

Когда в процессе занятия будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функции, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности или дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно.

Используются различные игры, направленные на развитие дефицитарных функций. [41;89]

Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, разработанная А.Л. Сиротюк, которая состоит из шестнадцати занятий – два раза в неделю. Время проведения 50-60 минут. Число участников группы от 4 до 6 человек, возраст 6 – 12лет.

Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью включает в себя:

1) растяжки, которые нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции.

2) дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

3) глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

4) упражнения для языка и мышц челюсти.

5) перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук. Обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятия синкенезий и мышечных зажимов.

6) упражнения для релаксации и визуализации. Визуализация является репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы). Релаксация может проводится, как в начале занятия с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.

7) функциональные упражнения целесообразнее проводить по трем основным направлениям:

– развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

– снижение гиперактивности и импульсивности;

– снижение гнева и агрессивности.

8) упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы. Восстановление и углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;

Парные упражнения – расширение, способность чувствовать, понимать и принимать партнера. Групповые упражнения способствуют навыкам взаимодействия в коллективе.[34;67]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: