В работе с детьми предполагается использовать три направления:
1. Развитие дефицитарных функций: внимания, контроля поведения и двигательного поведения.
2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Коррекция негативных форм поведения.
Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции, т.к. гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным.
Когда в процессе занятия будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функции, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности или дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно.
Используются различные игры, направленные на развитие дефицитарных функций. [41;89]
Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, разработанная А.Л. Сиротюк, которая состоит из шестнадцати занятий – два раза в неделю. Время проведения 50-60 минут. Число участников группы от 4 до 6 человек, возраст 6 – 12лет.
|
|
Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью включает в себя:
1) растяжки, которые нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции.
2) дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.
3) глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
4) упражнения для языка и мышц челюсти.
5) перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук. Обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятия синкенезий и мышечных зажимов.
6) упражнения для релаксации и визуализации. Визуализация является репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы). Релаксация может проводится, как в начале занятия с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.
7) функциональные упражнения целесообразнее проводить по трем основным направлениям:
– развитие внимания, произвольности и самоконтроля;
– снижение гиперактивности и импульсивности;
– снижение гнева и агрессивности.
8) упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы. Восстановление и углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;
Парные упражнения – расширение, способность чувствовать, понимать и принимать партнера. Групповые упражнения способствуют навыкам взаимодействия в коллективе.[34;67]