Синдром чемпиона как внутриличностный конфликт

Журнал СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ

№2, 2005

В.Ф.Сопов, РГУФКСМиТ

Внутриличностный конфликт - это конфликт внутри человека, между различными сторонами его «Я»», между его желаниями, между сиюминутными потребностями и той системой норм и ценностей, которая заложена в нем с детства. К такого рода конфликту можно отнести столкновение между желанием и нежеланием чего то конкретного, между реально имеющимся и тем, что хотелось бы иметь, между Я-реальным и Я-идеальным. У конфликтной личности часто нет ответа на вопросы «Кто я?» и «Где я?».

Внутриличностный конфликт имеет ряд важных особенностей которые необходимо учитывать при работе с ним:

-необычность причин и структуры конфликта. Он не связан ни с другими личностями, ни с группами.

-специфичность форм протекания и проявления. Тяжелые переживания могут достигать болезненных степеней - возникает невроз.

-латентность. Внутриличностный конфликт трудно обнаружить. Спортсмен и сам не осознает, что находится в состоянии конфликта. Может скрывать его под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.

Чаще всего возникновение внутриличностного конфликта связано с проблемами возникающими в жизненной ситуации индивида реально или кажущимися таковыми. В спортивной деятельности таким моментом является переход спортсмена из статуса «один из многих» в статус «единственный» - чемпион.

Начнем с "философского" уровня понимания слова "чемпион". Чемпион - это лучший, первый, возможно единственный и неповторимый. Это тот, кто сразу стал виден всем. И всем сразу стали видны его недостатки, в том числе и те, которые до победы считались "продолжением его достоинств". С этого момента чемпион имеет одно лишь право - быть чемпионом всегда. Это огромная нагрузка на психику.

В этот период происходит переоценка многих ценностей и в первую очередь обьектом оценочных размышлений чемпиона становится категория "соотношение затраченных усилий и полученной компенсации". В понятие "компенсация" входит не только материальный фактор, но и моральный. Мы с вами знаем, как часто ранит именно моральная недооценка совершенного спортивного подвига.

Вот здесь и начинается психология, и прежде всего психология внутриличностного конфликта и здесь кроется один из подводных камней "синдрома чемпиона": Неверно оценив это соотношение - переоценив свой труд и недооценив компенсацию, чемпион рискует пойти по одному из двух тупиковых путей.

Первый - элементарная обида на тех от кого зависела эта компенсация, от кого исходили какие либо обещания. Здесь могут оказаться кто угодно: и президент клуба, и спонсор, и старший тренер, и врач, и пресс-атташе, и журналисты вообще, и какой то конкретно и, что самое грустное собственный тренер, с которым "отпахали" несколько лет, идя к победе. Поражает самоуверенность, с которой спортсмен дает всему оценки.

Юниор, самбист и дзюдоист А. проходил вместе с 4 талантливыми борцами специальную психологическую подготовку к чемпионату страны по дзюдо. Проверить освоенную технику вхождения в боевое состояние решили на взрослом чемпионате по самбо. Он выступил выше всех ожиданий и прогнозов, заняв второе место. Но… вдруг решил, что не стал чемпионом среди взрослых только потому, что применял новую настройку на борьбу, чем поверг в изумление своего опытного и заслуженного тренера и товарищей по команде, которые считали, что успешно выступили именно благодаря этой настройке.

Не надо быть сильным психологом, чтобы спрогнозировать у обидевшегося спортсмена падение мотивации к тренировкам, да и к участию в соревнованиях, особенно не коммерческих. Известно, что обида ноша тяжелая и лишает она тренирующегося спортсмена важного психического состояния - чувства удовлетворенности. А именно оно (и это установлено психологами во всех видах трудовой и творческой деятельности) является двигателем, побудителем к продолжению напряженной работы.

Второй путь - сложней и опасней для чемпиона. Это собственно и есть то видимое проявление синдрома чемпиона под названием "звездная болезнь". У спортсмена неоправданно завышается самооценка и всё что он делает переводится им в разряд "исключительное и совершенное". А то, что предлагают другие, встречается со скепсисом или просто осмеивается.

Парадокс в том, что в число первых обьектов критики такого чемпиона попадает чаще всего именно режим и система тренировки, приведшая его к успеху. И вы, конечно, догадываетесь в какую сторону требует изменить нагрузку чемпион.

К огромному сожалению этот вариант синдрома встречается достаточно часто и у тренеров-чемпионов, заводя их в дебри шарлатанства.

У чемпиона гипертрофированно развивается такой тип ошибочного мышления, как "доверие своему внутреннему имиджмейкеру", приводящий к святой уверенности, что его победа теперь автоматически гарантирует успех во всем, что он делает, но без тех усилий, что потребовались для первой победы.

Конечно, свою роль здесь сыграет и характер спортсмена. Холерический темперамент, избыточная общительность, эмоциональность, честолюбие, низкая внутренняя дисциплина, самоуверенность - вот черты чаще других провоцирующие нежелательное поведение.

Работать тренеру с таким спортсменом не просто. И к тому же данный тип склонен к конфликтному поведению. Вы обратили внимание, что в обоих случаях фигурировали и самоуверенность и падение мотивации, Сюда можно добавить, что эти спортсмены часто слабы в теории спортивной тренировки и игнорируют обьективные законы природы и организма.

И тогда мы можем увидеть ещё несколько вариантов проявления "синдрома чемпиона", которые наблюдались не только у борцов, но и во многих индивидуальных и командных видах спорта, что позволяет говорить об общей закономерности.

Тренировка по времени занимает гораздо больше времени чем соревнование, И именно здесь закладываются многие ошибки, проявляющиеся в соревнованиях, Я бы сказал - на тренировке формируется все: и то, что внутри и то, что вокруг спортсмена.

Изменив свою мотивацию, чемпион начинает себя буквально истощать доказывая, что теперь к нему должны применяться новые требования и начинает искать психологический комфорт на тренировках. У него формируется комплекс - тяжелое утомление физического характера и поиск комфортного психического состояния после него. Этот комплекс является основной психологической причиной стойкого падения результатов (как тренировочных, так и соревновательных), потому что синдром "Психичес­кое комфортное состояние после максимальной работы при высоких резуль­татах" может трансформироваться в синдром "Психологическое комфортное состояние любой ценой, вне зависимости от объема работы и качества ре­зультата ".

Чемпион с завышенной самооценкой всё чаще начинает воспринимать тренировочные задания тренера как скучные, однообразные и это тут же приводит к появлению нежелательных состояний.

Прежде всего, и наиболее часто возникает состояние монотонии, которое характеризуется потерей интереса, скукой, сонливостью, общей реакцией в сторону снижения активности, вплоть до замедления пульса и снижения обмена веществ, появления признаков усталости задолго до наступления истинного утомления.

Состояние психического пресыщения возникает тогда, когда тренировки продолжаются без изменения условий. Наиболее часто оно возникает тогда, когда спортсменам начинает надоедать однообразная работа, а часто проводить скоростные тренировки еще рано.

В этом случае возникает сильный внутриличностный психологический конфликт: нежелание работать в прежнем режиме, отрицательное отношение к нему входит в противоречие с сильными мотивами, побуждающими спортсмена продолжать подготовку к главному старту сезона. (Здесь необходимо иметь в виду, что чем сильнее мотивы достижения цели, тем легче спортсмен выходит из этого конфликта).

В результате вместо скуки и апатии, заторможенности возникает состояние напряжения и беспокойства с возможными аффективными разрядами (грубость, отказ от работы, слезы), которые могут приниматься за утомление и быть поводом для снижения нагрузки.

Ещё более неожиданно может проявляться "синдром чемпиона" в соревнованиях. Наиболее известно проявление так называемого "предстартового благодушия". Это состояние характеризуется тем, что чемпион недооценивает ситуацию, так как переоценивает себя (см. вышесказанное). Это приводит к снижению энергии, тонуса мышц, замедлению реакций, сверхудовлетворённости, отстраненности от ситуации соревнования (в ход идет и "мобильник" и общение с друзьями и пр.).

Боксёр Т., чемпион Европы, готовясь к участию в чемпионате мира, принял участие в первенстве своего спортобщества и по жеребьевке попал на кандидата в мастера. Тренер кандидата, понимая ситуацию, дал ему установку активно провести 1-ый раунд, а затем отрабатывать защиту. Установку своего тренера Т. видимо «не слышал», небрежно начал бой, откровенно готовя свой коронный удар. Но случилось неожиданное - он пропустил от активного новичка столь мощный удар, что судья открыл счёт, а врач из-за рассечения брови снял его с соревнований.

Состояние появляющееся, когда ещё "не чемпион" решил, что он "уже чемпион" обсуждается редко, но возникает оно очень часто. Это так называемый психосоматический срыв (ПСС) - состояние дезинтеграции во взаимодейс­твиях между психикой и соматическими функциями, нарушающее управление двигательным аппаратом, потеря контроля над собой и проявляющееся на пике психического и физичес­кого напряжения в деятельности. Наиболее частым пусковым механизмом является допущенная спортсменом преждевременная мысль о достигнутой победе, результате.

Одним из методов осознания этой негативной причины является при­менение гипноза. В проведенных мной экспериментах, спортсмены модели­ровали содержание сознания в ходе соревновательной борьбы и при приближении к точке появления ПСС испытывали сильнейшее нап­ряжение - конфликт осознания. Даже в состоянии гипнотического транса им не хотелось признавать свою вину. Но это происходило. Причина уста­навливалась и устранялась в ходе сеанса рефлексии произошедшего.

Борец Р. ведя в счёте в Олимпийском турнире, за 1 мин. до конца схватки подумал: "Телеграмму домой подпишу - твой чемпион!…" Из его описания того, что произошло дальше: " …вдруг какой то холод в мышцах, вялость, сила как будто не ушла, но не могу ничего сделать, твердый стал, соображать начал медленно. А он, как почувствовал, вдруг взорвался и накатил…плакать хочу, как глупо проиграл…"

Проблемы "синдрома чемпиона" быстро не решаются. Требуется изменить систему его отношений - к факту чемпионства, к тренировкам, к характеру нагрузки даваемой тренером, приучить чемпиона к режиму тренировок. А это управление мотивацией, устранение причин внутриличностного конфликта - процесс требующий знаний психологии управления и основ психотерапии.

Важнейшим компонентом влияния на отношение спортсмена к предьявляемой нагрузке является поиск мотивации для каждого тренировочного занятия и даже отдельных упражнений.

Большую роль в этом сыграет психологический режим построения каждого тренировочного урока. Он позволит сформировать внутреннюю психологическую дисциплину.

Выделяют шесть психологически этапов тренировочного урока:

1. Этап планирования, мысленная настройка на тренировку (основой является план тренировочных занятий, расписанный хотя бы на месяц вперёд, недопустимо являться на тренировку не зная характера работы).

2. Разминка, идеомоторное представление тренировочной работы, наиболее сложных и опасных элементов и ситуаций. (основой является позитивный анализ предыдущих уроков и имеющихся хронических проблем).

3. Основная работа в режиме «мобилизация – расслабление» (основой являются

полученные ранее навыки релаксации и мобилизации и личная модель соревновательного поведения).

4. Заключительная часть («заминка») – снижение возбуждения ЦНС

(моторные упражнения, дыхание).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: