Этап: отбор сопоставимых компаний

Отбор сопоставимых компаний включает сбор необходимой информации и осуществляется в три этапа:

1) предварительный отбор предприятий по следующим (основным) критериями сопоставимости:

  • отраслевая принадлежность;
  • продуктовая группа;
  • доля продуктовой группы в общем объеме выпуска (доля продуктовой группы в общем стоимостном объеме выпуска должна быть не меньше, чем у оцениваемой компании);

2) составление более точного списка компаний-аналогов: на данном этапе может возникнуть необходимость получения дополнительной информации по отобранным предприятиям, и список отобранных компаний может сократиться из-за недополучения или непредоставления необходимой информации;

3) формирование окончательного списка компаний-аналогов: на данном этапе проводится анализ дополнительной информации и использование более жестких критериев сопоставимости, например, таких как:

  • уровень диверсификации производства;
  • положение на рынке;
  • характер конкуренции;
  • и др.

На этом этапе из предварительного списка отсеиваются компании, не удовлетворяющие следующим дополнительным критериям:

· размер предприятия;

· структура капитала;

· рынки сбыта и закупок;

· стадия жизненного цикла компании;

· стадия экономического развития;

· зависимость от одних и тех же экономических факторов;

· территориальное местоположение;

· степень зависимости от финансово-промышленных групп;

· особенности применяемой системы бухгалтерского учета;

· перспективы роста;

· динамика доли предприятия на рынке;

· качество менеджмента.

Данный перечень критериев сопоставимости не является исчерпывающим и может быть дополнен. Так как оценщик редко находит компании, «абсолютно» идентичные с оцениваемой, то он должен указать в отчете один из следующих выводов:

1) «компания сопоставима с оцениваемой компанией по следующим характеристикам и может быть использована для расчета ценовых мультипликаторов»;

2) «компания недостаточно сопоставима с оцениваемой компанией и не может быть использована для расчета мультипликаторов».

2 этап: финансовый анализ

Финансовый анализ проводится в два этапа:

1этап: анализ финансовых отчетов:

осуществляется с целью выяснения следующих параметров:

- общей стоимости имущества;

- стоимости иммобилизованных и мобильных средств

- собственного и заемного капитала;

- выручки и прибыли.

2этап: анализ финансовых коэффициентов оцениваемого предприятия и сопоставление их со среднеотраслевыми или лучшими значениями в отрасли.

Используется 4 группы показателей:

1) показатели ликвидности:

- коэффициент абсолютной ликвидности;

- коэффициент критической ликвидности;

- коэффициент текущей ликвидности;

2) показатели финансовой устойчивости:

· абсолютные показатели: величина собственного капитала и объем собственных оборотных средств;

· относительные показатели:

- коэффициент автономии;

- коэффициент финансирования (соотношение собственных и заемных средств);

- коэффициент финансовой устойчивости;

- коэффициент операционного рычага;

- коэффициент финансового рычага;

3) показатели рентабельности:

- рентабельность активов;

- рентабельность продаж;

4) показатели деловой активности (оборачиваемости активов):

- оборачиваемость дебиторской задолженности;

- оборачиваемость кредиторской задолженности;

- оборачиваемость запасов.

Значение проведения финансового анализа:

1) позволяет определить сопоставимость компаний;

2) позволяет определить рейтинг оцениваемой компании и компаний-аналогов;

3) позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкретному мультипликатору;

4) является основой для внесения необходимых корректировок;

5) позволяет определить финансовые риски.

Способы оценки финансовых рисков

Оценка финансовых рисков осуществляется на основе проведения следующих процедур:

1) сравнение структуры капитала оцениваемой компании и компании-аналога по соотношению собственных и заемных средств;

2) оценка ликвидности или возможности оплачивать текущие и долгосрочные обязательства.

В результате могут быть определены:

а) краткосрочный риск на основе расчета следующих коэффициентов:

- коэффициент быстрой ликвидности:

, (4.1)

г де ДС - денежные средства;

ЛЦБ - ликвидные ценные бумаги;

ЛДЗ - ликвидная дебиторская задолженность;

ТО - текущие обязательства.

- коэффициент операционного денежного потока:

, (4.2)

где ОДП - операционный денежный поток;

ТО - текущие обязательства.

б) долгосрочный риск на основе расчета следующих коэффициентов:

- соотношение заемных и собственных средств:

, (4.3)

где ДО - долгосрочные обязательства;

КО - краткосрочные обязательства;

АК - активы компании.

- соотношение долгосрочных заимствований и акционерного капитала:

, (4.4)

где ДО - долгосрочные обязательства;

АК - активы компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: