Подростковый возраст

Границы подросткового возраста достаточно неопределенны (от 9-11 до 14-15 лет).

Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом. Он является нестабильным и вся трудность как раз в том, чтобы выйти из него с преимуществами, с устойчивым «Я», готовом к взрослой жизни.

Для подросткового возраста характерны эмоциональные спады, перемена настроения в связи с неумением еще общаться с миром с позиции взрослого. Подросток обретает понимание в группах по схожим интересам, в субкультурах и т.п., но в то же самое время занимается поиском своей индивидуальности, отличной от сверстников. Сюда же относится и самоопределение относительно своей будущей профессии, ведь правильный выбор в старших классах определяет успех дальнейшего образования и радость от будущей работы!

Общение со сверстниками становится наиболее значимым для подростка. Невозможность реализации желания общения часто приводит к социальной дезадаптации и даже правонарушениям. Оценки со стороны учителей уже не так важны, как в младшем школьном возрасте, подросток максимально подвержен влиянию группы, если группа его отвергает, это является большим стрессом.

Считается, что в общении со сверстниками есть два вектора:

· потребность в принадлежности к группы

· обособленность от группы, потребность остаться наедине с собой.

Подростковый возраст – возраст первой настоящей дружбы. Друг нужен для понимания самого себя и является наиболее значимой ценностью. Именно через дружбу подросток усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. Дружба повышает конформность во взаимоотношениях – склонность к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией (социальным подражанием).

Упражнения для работы канис-терапевта:

1. Игры с собакой с целью установления/закрепления чувства доверия к собаке, положительные эмоции от общения с ней.

2. Аппортировка.

3. Поглаживание собаки (положительные тактильные ощущения).

4. Соревновательные игры (поиск клада, например).

5. Проведение занятий «Юный кинолог».

6. Проведение конкурсов рисования, сочинений стихов.


Применение на практике…

Знание возрастных характеристик помогает при составлении программ, занятий и упражнений. Но следует учитывать, что в нашей практике мы часто работаем с детьми с ограниченными возможностями и детьми-инвалидами, у которых наблюдается задержка психического развития. И в 12 лет ребенок может только начинать овладевать навыками игры, а до учебной деятельности ему еще далеко. Каждый ребенок, особенно имеющий отклонения в развитии, индивидуален. Программа занятий составляется только после диагностики психолога, который проводит общее психолого-педагогическое обследование и составляет рекомендации для работы.

Список литературы

1. Авторский проект «Город Солнца» / Н. Станишевская, Е. Паутова; ООО «Косультационный Центр «ДРУГ». - Барнаул, 2011.

2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. - М: УРАО, 1997. -176 с.

3. Леви, В. Нестандартный ребенок / В. Леви. - М.: Просвещение, 1991 - 256с.

4. Маклаков, А.Г Общая психология / Маклаков А.Г. - СПб., 2008 - 583 с

5. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В. С Мухина. - М: Академия, 1998 - 456 с.

6. Электронный ресурс: http://studopedia.net/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: