Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано Я.А. Коменским в книге «Материнская школа». Цель последовательного обучения: освоение ребенком разнообразных знаний об окружающем мире, нравственное развитие, подготовка к школе.
формы обучения | характер занятия | + | - |
индивидуальные | контрольно-диагностического характера по выявлению уровня обученности | педагог определяет задачу, содержание, методы и средства обучения ребенка, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности | неэкономичность времени, эмоциональный дискомфорт (взрослый давит авторитетом), затрудняет воспитание чувства коллективизма |
групповые | две подгруппы с разным уровнем интересов и развития детей | развивается чувство коллективизма, взаимовыручки, доброжелательности | нарушение дисциплины |
фронтальные | вся группа | «эмоциональное воздействие и сопереживание» побуждает к самовыражению, можно выявить отстающих детей | разный уровень развития детей предполагает индивидуальный подход |
Экскурсия – особая форма обучения, которая дает возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами и деятельностью взрослых;
|
|
Её структура: подготовительный этап, ход экскурсии, послеэкскурсионная работа.
Занятие (непосредственно образовательная деятельность) – форма организации обучения детей дошкольного возраста, осуществляемая в определенном порядке и установленном режиме; взаимодействие взрослого и ребенка с целью достижения дидактических и воспитательных задач.
Современные виды занятий в д/саду.
Классификация по дидактическим задачам:
1 - усвоение новых знаний и умений;
2 - закрепление ранее приобретенных знаний и умений;
3 - творческое применение знаний и умений.
Классификация по содержанию:
комплексные – на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей);
интегрированные – объединяющие знания из нескольких областей (музыка, ИЗО, развитие речи);
доминирующие – одна тема проходит через все занятие.
Классификация по образовательным областям:
· Занятие по развитию речи
· Занятие по развитию элементарных математических представлений
· Занятие по ознакомлению с окружающим миром (с социальной действительностью)
· Занятие по ознакомлению с природой (экологическому воспитанию)
· Занятие по изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка)
· Занятие по конструированию из разнообразных материалов (строительный материал, природный, бросовый, бумага и картон)
|
|
· Занятия по музыкальному воспитанию
· Занятия по физическому развитию
В соответствии с ФГТ в настоящее время отдается предпочтение интегрированным занятиям, которые направлены на освоение одновременно нескольких областей знаний. Их преимущество заключается в том, что у детей формируется представления о целостной картине мира.