1) прямое обучение - педагог определяет задачу, содержание, методы и средства обучения детей группы, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности
2) проблемное обучение – основанное на организации поисковой деятельности обучаемых. Фундаментом является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес). Н.Н.Поддьяков, И.Я.Лернер, Н.П.Скаткин и др.
3) опосредованное обучение - организация предметно-пространственной среды с учетом достигнутого детьми уровня развития (включение в среду развивающих элементов – новых игрушек, книг, картин, предметов, которые будут способствовать возникновению познавательного интереса и стимулировать развитие разных видов деятельности). Пример: дети после летнего отдыха обмениваются впечатлениями
педагог показывает книгу – атлас, вместе смотрят – кто, где был читают вместе условные обозначения выпускают вместе газету о путешествиях.
Структура занятия:
1. Начало занятия – вызвать интерес к деятельности, создать эмоциональный настрой, поставить учебную задачу.
|
|
2. Ход занятия – самостоятельная умственная или практическая деятельность детей. Воспитатель проводит индивидуальную работу (совет, напоминание, наводящие вопросы), цель – достижение результата каждым ребенком.
3. Окончание занятия – подведение итогов, анализ (рефлексия) В мл. гр. – общая положительная оценка, со ср. гр. – дифференцированная оценка.
Требования к составлению сетки занятий (педагогические требования):
1) необходимо учитывать, что наивысшая работоспособность в середине недели, наиболее трудные занятия ставить на вт., ср., чт.
2) нельзя соединять в один день занятия из одинаковых разделов программы
3) необходимо соблюдать правильную последовательность занятий: от сложных к легким со сменой деятельности.
Таким образом, занятие (непосредственно образовательная деятельность) способствует усвоению детьми ЗУН, развитию качеств личности (усидчивости, целеустремленности, аккуратности), формированию первичных навыков учебной деятельности.
Санитарно-гигиенические требования к организации и проведению непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ:
v к организации предметно-пространственной среды
v к освещенности помещения
v к воздушному режиму
v к временным рамкам
5. Основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе:
- аудио средства (радио, проигрыватель, магнитофон)
- видео средства (телевизор, видеомагнитофон, компьютер)
Требования к применению в образовательном процессе: целесообразность, безопасность – изолированность источника тока и проводов), качество звука и изображения, удаленность от слушателей и зрителей (не менее 1 метра не более 3 метров), время использования (не более 15 минут).
|
|
6. Планирование педагогического процесса – заблаговременное определение цели, задач, средств, форм и методов воспитательно-образовательной работы с детьми. Виды планирования: годовое (для всего ДОУ), календарное (на каждый день для воспитателя), перспективное (выполняет воспитатель, методист, муз.руководитель, физ.инструктор, инструктор ИЗО, руководитель кружка) Формы планов: календарное планирование Комаровой Т.С., блочное планирование, план в соответствии с ФГТ. Разработка конспекта занятия (НОД) – структура и требования.
Практическая работа: 1.Определение цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста (на основе просмотра видеоматериала).
2. Формулирование задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями (на примере заданной модельной ситуации).