кадровое

Информационное обеспечение — совокупность форм докумен­тов, классификаторов, нормативной базы и реализованных ре­шений по объемам, размещению и формам существования ин­формации, применяемой в АИС при ее функционировании.

Информационное обеспечение включает:

ü описание технологических процессов;

ü описание организации информационной базы;

ü описание входных потоков;

ü описание выходных сообщений;

ü описание систем классификации и кодирования;

ü формы документов;

ü описание структуры массивов.

Системы классификации позволяют группировать объ­екты, выделяя определенные классы, которые характеризуются рядом общих свойств.

Классификаторы представляют собой сис­тематизированные своды, перечни классифицируемых объектов и имеют определенное (обычно числовое) обозначение. Приме­няются государственные, отраслевые, региональные классифи­каторы. Например, классифицированы отрасли промышленно­сти, оборудование, профессии, единицы измерения, статьи за­трат и т. д.

Назначение классификаторов:

ü систематизация наименований кодируемых объектов;

ü однозначная интерпретация одних и тех же объектов в раз­личных задачах;

ü возможность обобщения информации по заданной сово­купности признаков;

ü возможность сопоставления одних и тех же показателей, содержащихся в формах статистической отчетности;

ü возможность поиска и обмена информацией между под­системами и внешними АИС;

ü оптимизация использования ресурсов вычислительной тех­ники при работе с кодируемой информацией.

Используются три метода классификации объектов, которые различаются стратегией применения классификационных при­знаков:

ü иерархический;

ü фасетный;

ü дескрипторный.

Иерархический метод реализует достаточно жесткую процеду­ру построения структуры классификации.

Предварительно опре­деляется цель — набор свойств, которыми должны обладать классифицируемые объекты. Эти свойства полагают признаками классификации. В иерархической системе классификации каж­дый объект на любом уровне должен быть отнесен к одному классу, характеризуемому конкретным значением выбранного классификационного признака. Количество уровней классифи­кации, соответствующее числу признаков, выбранных в качестве основания деления, характеризует глубину классификации.

Достоинства иерархической системы классификации: про­стота построения и использование независимых классификаци­онных признаков в различных ветвях иерархической структуры.

Недостатками этой системы являются жесткая структура, ос­ложняющая внесение изменений, так как это приводит к пере­распределению классификатора, и невозможность группировать объекты по заранее не предусмотренным сочетаниям признаков.

При использовании фасетного метода классификации до­пустимо выбирать признаки классификации независимо как друг от друга, так и от семантического содержания классифици­руемого объекта. Признаки классификации называются фасета­ми (facet — рамка). Каждый фасет содержит совокупность одно­родных значений данного классификационного признака, при­чем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке, хотя предпочтительнее их упорядочение. Схема по­строения фасетной системы классификации представляется в виде таблицы. Названия столбцов соответствуют выделенным классификационным признакам (фасетам). В каждой клетке таб­лицы хранится конкретное значение фасета. Процедура класси­фикации состоит в присвоении каждому объекту соответствую­щих значений из фасетов.

Достоинства фасетной системы классификации: возмож­ность создания большой емкости классификации, т. е. использо­вания большого числа признаков классификации и их значений для создания группировок; возможность простой модификации всей системы классификации без изменения структуры сущест­вующих группировок.

Недостатком системы является сложность ее построения, так как необходимо учитывать все многообразие классификацион­ных признаков.

Для организации поиска информации, для ведения тезауру­сов (словарей) эффективно используется дескрипторная (описа­тельная) система классификации, язык которой приближается к естественному языку описания информационных объектов. Осо­бенно широко она используется в библиотечной системе поиска.

Системы классификации принципиально отличаются от сис­тем кодирования в соответствии с определением.

Система кодирования — совокупность правил кодового обо­значения объектов. 'Код строится на базе алфавита, состоящего из букв, цифр и других символов. Код характеризуется: дли­ной — число позиций в коде, и структурой — порядок располо­жения в коде символов, используемых для обозначения класси­фикационного признака.

Кодирование применяется для замены названия объекта на условное обозначение (код) в целях обеспечения удобной и бо­лее эффективной обработки информации.

Унифицированные системы документации создаются на госу­дарственном, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель их использования — обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства.

Разработаны стан­дарты, где устанавливаются требования к:

ü унифицированным системам документации;

ü унифицированным формам документов различных уровней управления;

ü составу и структуре реквизитов и показателей;

ü порядку внедрения, ведения и регистрации унифицирован­ных форм документов.

Однако, несмотря на существование унифицированной сис­темы документации, при обследовании большинства организа­ций постоянно выявляют типичные недостатки:

ü чрезвычайно большой объем документов для ручной обра­ботки;

ü одни и те же показатели часто дублируются в разных доку­ментах;

ü работа с большим количеством документов отвлекает спе­циалистов от решения непосредственных задач;

ü наличие показателей, которые создаются, но не использу­ются, и др.

Устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движе­ния информации, ее объемы, места возникновения и использо­вания. Анализ таких схем позволяет выработать меры по совер­шенствованию всей системы управления.

Для создания информационного обеспечения необходимо:

ü ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;

ü выявление движения информации от момента возникнове­ния и до ее использования на различных уровнях управле­ния, представленной для анализа в виде схем информаци­онных потоков;

ü совершенствование системы документооборота;

ü наличие и использование системы классификации и коди­рования;

ü владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь ин­формации;

ü создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспе­чения.

Лингвистическое обеспечение — совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при обще­нии пользователей и эксплуатационного персонала АИС с ком­плексом средств автоматизации при функционировании АИС.

Языковые средства лингвистического обеспечения делятся на две группы:

ü традиционные языки (естественные, математиче­ские, алгоритмические, моделирования)

ü языки, предназначен­ные для диалога с ЭВМ.

Математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, применяемых в АИС.

В состав математического обеспечения входят:

ü средства математического обеспечения (средства моделиро­вания типовых задач управления, методы многокритери­альной оптимизации, математической статистики, теории массового обслуживания и др.);

ü техническая документация (описание задач, алгоритмы ре­шения задач, экономико-математические модели);

ü методы выбора математического обеспечения (методы определения типов задач, методы оценки вычислительной сложности алгоритмов, методы оценки достоверности ре­зультатов).

Методическое обеспечение — совокупность документов, описы­вающих технологию функционирования АИС, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получе­ния конкретных результатов при функционировании АИС.

Организационное обеспечение — совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязан­ности пользователей и эксплуатационного персонала АИС в ус­ловиях функционирования, проверки и обеспечения работоспо­собности АИС.

Организационное обеспечение реализует следующие функ­ции:

ü анализ существующей системы управления предприятием (организацией), где используется АИС, выявление задач, подлежащих автоматизации;

ü подготовку задач к автоматизации, включая разработку тех­нических заданий и технико-экономических обоснований эффективности;

ü разработку управленческих решений по изменению струк­туры организации и методологий решения задач, направ­ленных на повышение эффективности системы управления.

Организационное обеспечение включает:

ü методические материалы, регламентирующие процесс со­здания и функционирования АИС;

ü совокупность средств для эффективного проектирования и функционирования АИС;

ü техническую документацию, получаемую в процессе обсле­дования предприятия, проектирования, внедрения и со­провождения системы;

ü персонал (организационно-штатные структуры предпри­ятия), проектирующий, внедряющий, сопровождающий и использующий ИС.

Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, регла­ментирующих правовые отношения при функционировании АИС и юридический статус результатов ее функционирования. Примечание: правовое обеспечение реализуется в организа­ционном обеспечении АИС.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, по­становления государственных органов власти; приказы, инструк­ции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирова­ние любой ИС, и локальную часть, регулирующую функциони­рование конкретной системы.

Правовое обеспечение разработки АИС включает норматив­ные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение функционирования АИС включает:

ü статус АИС;

ü права, обязанности и ответственность персонала;

ü правовые положения отдельных видов процесса управле­ния;

ü порядок создания и использования информации.

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее.

В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких как:

1)«Об информации, информатизации и защите информации» - является основным;

2)«Об авторском праве и смежных правах»;

3)«О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;

4)«О правовой охране технологий интегральных схем» и др..

Закон 1) закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы – формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию –цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.

Программное обеспечение — совокупность программ на но­сителях данных и программных документов, предназначенная для отладки, функционирования и проверки работоспособности АИС.

К программному обеспечению АИС относят:

ü программное обеспечение, специально разработанное в рамках автоматизации, реализующее разработанные моде­ли разной степени адекватности, отражающие функциони­рование реального объекта;

ü программное обеспечение общего назначения, предназна­ченное для решения типовых задач обработки информации.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгорит­мизацию, экономико-математическую модель задачи, контроль­ные примеры.

Техническое обеспечение — совокупность всех технических средств, используемых при функционировании АИС.

К техническим средствам относят:

ü используемую вычислительную технику разного назначе­ния (серверы, рабочие станции);

ü специальные устройства сбора, накопления, обработки, пе­редачи и вывода информации;

ü устройства передачи данных и линии связи;

ü устройства автоматического съема информации;

ü оргтехнику, эксплуатационные материалы и т. д.

Выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение документально оформляются.

Документацию технического обеспечения можно условно разделить на группы:

ü общесистемная документация, включающая государствен­ные и отраслевые стандарты по техническому обеспече­нию;

ü специализированная документация, содержащая комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспе­чения;

ü нормативно-справочная документация, используемая при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

Эргономическое обеспечение — совокупность реализованных решений в АИС по согласованию психологических, психофи­зиологических, антропометрических, физиологических характе­ристик и возможностей пользователей АИС с техническими ха­рактеристиками комплекса средств автоматизации АИС и пара­метрами рабочей среды на рабочих местах персонала АИС.

Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасности ус­ловий труда, ликвидация профессиональных заболеваний и про­изводственного травматизма составляют одну из главных забот человеческого общества.

Обращается внимание на необходи­мость широкого применения прогрессивных форм научной ор­ганизации труда, сведения к минимуму ручного, малоквалифи­цированного труда, на создание обстановки, исключающей про­фессиональные заболевания и производственный травматизм.

Кадровое обеспечение – это совокупность методов и средств по организации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС. Его целью является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития. Кадровое обеспечение включает в себя методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т.д.

Обучение и сертификация персонала — учебно-методическая документация и набор требований к уровню подготовки персонала, формирование системы отбора и подготовки персонала.

Контрольные вопросы:

1. Какие виды обеспечения существуют?

2. Расскажите о каждом из них.

3. Что включает информационное обеспечение?

4. Что такое классификаторы?

5. Назовите три метода классификации и дайте им описание.

6. Разница между системами классификации и кодирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: