Категория структурности

План:

  1. риторическое учение структурности
  2. структурность в лингвистическом аспекте: - категория связанности, - категория членимости
  3. структурность в стилистике декодирования (частично на парктическом занятии)
  4. структурность в коммуникативной стилистике текста (практика)

структурность текста – упорядоченность его формально – смысловой организации. При изучении структурности текста встают два вопроса: что входит и как они взаимосвязаны. В риторике сама структура и учение о ней называется деспозиция от латинского “расположение”. Элемент структуры – это тот участок речевого произведения, кт решает определенную риторическую задачу, воздействующую на аудиторию. (на этом участке ритор решил обосновать тезис). Этот участок называется ТОПОС.

Принципы деспозиции: 1. принцип гармоничности, части текста своим расположением должны вызывать положительный психологический эффект у адресата. 2. принцип порционности: информация должна передаваться поэтапно, постепенно. 3. принцип цельности: каждая часть должна подчиняться замыслу, ключевым мыслям. Если эта часть никак не отражает твои мысли, то зачем она. 4. согласование. Части текста должны поддерживать друг друга. 5. соразмерности частей. Объем части должен соответствовать ее месту воплощения жанра.

В классической композиции три части: вступление, основная часть и заключение. Вступление – риторический приступ: естественный, искусственный и внезапный. Естественный – предмет речи обозначен в самом начале. Искусственный – постепенный, но логически выстроенный переход к предмету речи. Внезапный – эмоциональное начало проблемной речи. Предмет речи акутален.

Заключение играет роль исторического закругления – возвращение к началу.

  1. лингвистика текста. Связанность – формально – семантическая соотнесенность предложений и более крупных единиц, входящих в текст. Параметры для характеристики связанности: 1. удаленность соотнесенных участков текста друг от друга. 2. место – сигнал их связи, 3. способ связи, 4. средства связи.

Удаленность друг от друга: подход узкий и широкий. Связь может быть контактная или дистантная. Согласно широкому подходу выделяют: когезию (связанность локальная. Связь на каком –то определенной связи текста) и когерентность (глобальная. Тот случай, когда связь воспринимается только в контексте целого).

Место сигнала связи: левосторонняя связь. Анофорическая – в поледующем есть отсылки к предыдущему. В предыдущем содержится прогноз последующего – катафора.

Способ связи: цепная, параллельная. Но в последних учебниках появилась еще одна связь – присоединительная связь – это связь ассоциативно – интонационная, погруженная в коммуникативную ситуацию и характерная для разговорного текста (Г.Я. Солганик: “Стилистика текста”). Данеж разработал виды тематических прогрессий: 1. простая и линейная прогрессия (наша цепная связь) из каждой последующей реме появляется новая тема. 2. параллельная связь реализуется в трех тематических прогрессиях. 1. Прогрессия с расщеплением темы. В этом случае обязательно есть общая тема, кт конкретизируется в нескольких направлениях: дедуктивном или индуктивным способом. 2. прогрессия с произвольными темами: гипертема не выражена в отдельных предложениях. 3. прогрессия со сквозной темой: анафора используется часто. 3. присоединительная – прогерссия с тематическим прыжком. 4. средства воплощения связи.

Членимость текста – выделение структурно – семантических и композиционно – стилистических единиц. Функции членимости: 1. принцип порционности. 2. расставляются авторские акценты (автор управляет вниманием адресата).

Структрурно – семантическая единица текста – высказывание. Они соотносятся как речь и язык. Высказывание складываются в сложно – синтаксические целые (Пешковский). Несколько предложений, объединенных в предложение, а также лексико – грамматические связи. Признаки первого предложения ССЦ: 1. обозначение микротемы. 2. обычно является полным. 3. слабо связано с предшествующим предложением.

3 структурно – семантическая единица – диологическая единица. (Н.Ю.Шведова). это тесная связь нескольких реплик, стимулов и реакций. Самые распространенные виды: 1. вопросно – ответное единство и 2. единство с репликой подхвата.

Композиционно – стилистические единицы связаны с категорией выразительности, отражают авторский замысел. 1. абзац, пункт, параграф, глава, часть, раздел, том, книга. Особое место занимают комопозиционно – стилистические единицы поэтической речи: 1. строка, строфа.

Абзац (термин немецких полиграфистов “Отступ”). 3 основные функции: 1. логико – смысловая, 2. акцентно – выделительная функция, подчеркнуть значимость информации, 3. эмоционально – экспрессивная функция связана с конототивной информацией. Валкина отмечает, что абзац равный ССЦ называется классическим или тематическим. Виды абзаца: 1. аналитико – синтетический – абзац индуктивного типа (конкретизация, затем обобщение). 2. синтетико – аналитический – сначала обобщение, затем конкретизация. 3. рамочный (обощение, кт есть вначале и в конце). 4. композиционный стык – мостик между предыдущим и последующим. 5. абзацно – стержневая равен одному предложению.

Лингвистика текста рассматривает структурность как составляющую три единства. Рассматривает структурность на ряду с информативностью и прагматичностью как составляющую три единства. Три единства образуют ее целостность. Целостность как родовое понятие, кт все вбирает в себе. С целостностью текста связана такая категория как завершенность. Завершенность – полнота воплощения замысла.

III. подход стилистики в декодировании. Основоположник стилистики декодирования америк.ученый Риффатер. Это сообщение, код спрятан в выразительных языковых средствах, кт управляют вниманием и пониманием ничего не понимающего адресата. Характеристика должна найти этот код. Стилистика восприятия, стилистика от читателя. Ее продолжателями стали И.В. Арнольд и Степанов. В структуре текста стилистика декодирование выделяет сильные позиции, типы выдвижения и ключевые слова. сильные позиции – это те участки текста, кт традиционно воспринимаются как значимые, важные. К сильным позициям относится заглавие, эпиграф, начало текста, переходы между композиционными частями и конец текста.

Заглавие – предтекст, надтекст. Функции: структурная, прагматическая и смысловая. Структурная – заглавие определяет границы текста (ограниченность, отдельность). Должно привлечь внимание, активизировать. Смысловая функция: заглавие является первой интерпретацией текста, выполненной самим автором.

Первый этап восприятия заглавия: 1. дотекстовый – заглавие задает ассоциативный фон для дальнейшего общения с текстом. 2. этап понимания – текстовый этап. “Челночный диолог заглавия и текста”. 3. интерпритация – послетекстовый этап. Рематичность традиционно выделяются тематические, смысловые и ассоциативные заголовки. По словам Фатеевой, в худ-ым тексте номинация стремиться стать предикативность, т.е может показаться что заголовок тематический, но он может быть смысловым при интерпритации.

3 ий параметр – лингвистический статус: морфологические, синтаксические единицы.

4ий – соотнесенность заглавия и текста, выраженность этой связи, композиционные и смысловые аспекты.

Типы выдвижения – такие способы речевой организации, кт активизируют внимание адресата. Основных типов выдвижения 4: повтор, контраст, обманутое ожидание и конвергенция. Повтор или репризы – эмоц.-смысловая композиционная функция. Параметры для характеристики повтора: 1. лингвистическая природа, 2. позиция повторяющихся компонентов: разные случаи расположения контактных и дистантных повторов. 3. тождество повторяющихся компонентов. Можно говорить о первом тождественном повторе и вариативный повтор. Особое явление, связанное с повтором – повторная номинация: один и тот же детонат связан с различными языковыми средствами. Рефлексивные способности человека к переворажению. 2 тип – контраст (обладает сильным прагматическим потенциалом, значим и композиционно и по смыслу. 3 тип – обманутое ожидание. Основано на антиципатии.

Психо – лингвистические методы – изучение читат ельского восприятия. Работа Набокова “О хороших читателях и писателях”. Гумилев “Читатель”.

Тест

  1. 2, 2, 1, 2 – 7 (наивный)
  2. 1, 0, 1, 2 – 4 (сноб)
  3. 1, 2, 1, 1 – 5 (против анализа – экзатированный читатель)
  4. 1, 2, 1, 2 – 6 (читатель – друг)

Три методики: 1. ассоциативный эксперимент. Установка с конкретизаторами: ассоциации с междометиями. Звезда – солнце, ночь, яркость

Белый, бежевый, золотистый

Лекция №5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: