Развитие философии в римский период

Значительный вклад римляне внесли в правовую культуру, в государственное и хозяйственное строительство (например, создание административной системы, прокладка и обустройство дорог). Однако в области философии римский период значительно уступает в плане глубины и оригинальности древнегреческой философии. В целом развитие древнеримской философии проходило под знаком эклектизма. Он возник тогда, когда творческая активность античной философии ослабела (конец 2 – начало 1 в. до н.э.). Эклектизм пытался соединить принципы и элементы различных философских школ, выбрать то, что казалось наиболее ценным. Однако идеи некоторых школ трудно было с чем-либо сочетать (например, эпикуреизм или скептицизм). Принципы же других школ легко объединялись философами-эклектиками. Самым ярким и талантливым представителем римского эклектизма был Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э.). Он опирался, главным образом, на идеи стоицизма.

В целом же римские философские произведения являлись переложением на латинский язык идей древних греков. Первоначально философия у римлян вообще не практиковалась. В 165 году до н.э. философы даже были удалены из Рима как люди нежелательные и опасные. Однако впоследствии философия в Риме вошла в моду. Особенно прижились там эпикуреизм и стоицизм.

Основным представителем эпикуреизма в Риме был Тит Лукреций Кар (99 – 55 до н.э.). В своей поэме «О природе вещей» он развивал атомистическое учение, высказывал идею о естественном происхождении человеческого общества, о том, что оно эволюционировала от отдельных индивидов к семье и затем к государству, ввел понятие «общественного договора» как акта, устанавливающего правовую основу государства. Однако самую большую известность ему принесло учение о религии, к которой он относился очень критически. В основе религии, считал Лукреций, лежит страх, и его культивирование аморально, унизительно для человека. Таким образом, Лукреций «ликвидирует» даже таких, лишь формально признаваемых Эпикуром, богов. Другие римские эпикурейцы акцентировали этическую сторону учения и, по существу, исказили смысл эпикуреизма, сильно преувеличивая принцип наслаждения. В 3 – 4 вв. влияние эпикуреизма сошло на нет.

В Риме получила распространение стоическая философия, особенно этика. Главный представитель римского стоицизма – Луций Анней Сенека (6-3 до н.э. - 65). Он занимал должность консула – высшую должность в империи при императоре Нероне. Сенека рассматривал человека как существо слабое, беззащитное и страдающее. «Перед судьбой все люди равны», - говорил он. Большое внимание он уделяет простому человеку, а не мудрецу, как греческие стоики. Сенека требует человеческого отношения даже к рабам (восстания рабов значительно повлияли на умонастроение римской аристократии). Призывая к скромности, отказу от роскоши, сам он не придерживался этих принципов, за что постоянно подвергался критике со стороны оппонентов (главным образом, политических противников, которых у него было немало, так как он активно участвовал в политической жизни). Тем не менее, философия Сенеки сыграла заметную роль в подготовке духовного климата для распространения христианства. Немало сентенций на моральные темы из его сочинений почти дословно встречаются в раннехристианских текстах, в частности, в Библии. Есть предположение, что Сенека мог лично встречаться с Апостолом Павлом и иметь с ним беседу.

Другими представителями римского стоицизма были император Марк Аврелий и раб-вольноотпущеник Эпи́ктет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: