Подсистемы

 
 
Процесс управления


Элементы системы управления

- цели, задачи - коммуникации - функциональные - персональные

- законы и принципы - схема процесса структуры компьютеры

- методы, функции - разработка и ре- - схемы, организа- - оргтехника

- технология и прак- ализация решений ционные структуры - офисная мебель

тика управления - информационное профессионализм - сети, связи, Интернет

       
   


Управленческая деятельность Механизм управления

Рис. 2. Структура элементов системы управления


1.2 ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Функция – это совокупность действий, направленных на достижение цели. К общим функциям управления, которые являются составляющими частями процесса управления, относят планирование, организовывание, мотивацию, учет, контроль и координацию.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов предприятия. Планирование включает:

- установление целей и задач;

- разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

- определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и

задачам;

- доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет

ответственность за их реализацию.

В условиях рыночной экономики план становится основой деятельности предприятия. Без плана невозможно обеспечить согласованность в работе подразделений. Планы должны меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

Составной частью планирования становится составление долгосрочных прогнозов, показывающих возможное направление будущего развития предприятия. Прогнозы закладываются в основы стратегических планов.

Организовывание - функция, задачей которой является формирование нормальной работы структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для нормальной работы

Организовывание – это значит разделение на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственностей и полномочий, а также установление взаимосвязей между различными видами работ.

Можно выделить две задачи организовывания:

первая задача – создание реальных условий для выполнения запланированных целей;

вторая задача – создание условий для формирования такой культуры внутри предприятия, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, новациям и единым для всего предприятия ценностям.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей предприятия. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений. Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение смыслом самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников.

Контроль – это количественная и качественная оценка и учет результатов работы предприятия. Можно выделить два основных направления этой управленческой деятельности:

- контроль за выполнением работ, намеченных планом;

- меры по корректировке всех значительных отклонений от плана.

Контроль должен иметь стратегическую направленность, должен быть своевременным и достаточно простым.

Учет – формирует постоянную информацию о состоянии производственно-хозяйственной деятельности. Задачи учета следующие:

- сбор, обработка и отражение первичных данных о хозяйственной деятельности;

- систематизирование данных с целью обобщения и получения итоговой информации;

- создание информационной базы для планирования и осуществления контроля за выполнением планов.

В практической деятельности различают три вида учета: оперативный, статистический, бухгалтерский.

Координация – это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев предприятия путем установления рациональных связей между ними. Для выполнения этой функции используют отчеты, аналитические материалы, результаты обсуждения проблем на совещаниях.

Управление и менеджмент в специальной управленческой литературе рассматривается с одних и тех же позиций. Один из известных современных теоретиков менеджмента Майкл Х. Мескон в своей книге «Основы менеджмента» рассматривает функции управления, ориентированные на стратегическое развитие предприятия, включающие следующие аспекты:

1. Стратегическое планирование.

2. Планирование реализации стратегии.

3. Организация взаимодействия и полномочий.

4. Построение организаций.

5. Мотивация.

6. Контроль.

Стратегическое планирование представляет собой процесс выбора целей для предприятия и решения о том, что следует сделать для их достижения. Стратегический план должен разрабатываться с перспективой и обосновываться исследованиями и фактическими данными. В этом случае стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Планирование помогает создать единство общей цели внутри организации. Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил. Организация взаимодействия – это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность коллективу предприятия эффективно совместно работать для достижения поставленных целей. Построение организаций – это функция управления по выбору такой организационной структуры, которая соответствует стратегическим планам предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: