Социальные нормы и социальные санкции

Социальные нормы — это требования, предписания, поже-лания и ожидания соответствующего поведения. Возникно-вение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении обществ, отношений.

В основе возникновения социальных норм («общих правил») лежат прежде всего потребности материального произ-водства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена, т. е. повторяемость социальных взаимодействий, тре-бует наличия таких общих правил, которые позволили бы участникам соответствующих обществ, отношений регулярно и единообразным образом вступать в данные взаимодействия. Социальные нормы в силу этого воплощают в себе абстрактную модель указанных взаимодействий, дающие возможность индивидам предвидеть действия иных участников обществ, отношений и соответствующим образом строить-собственное поведение.

Социальные нормы в силу этого становятся — на стороне индивида — мерой его поведения, и на стороне общества — масштабом оценки этого поведения. Такова модальная функ-ция социальных норм: мерой поведения руководствуется ин-дивидуум, а оценка принадлежит обществу.

Содержание социальных норм выводится прежде всего из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь, в сфере сущего, слитно с ним воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, проявляя свое действие часто стихийно, не всегда получая исчерпывающее отражение в сознании людей.

Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регу-лируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социальной значимости.

Девиантное поведение – это отклоняющееся от нормы поведение. Девиантное поведение – это отклоняющееся от нормы поведение, т.е. это то поведение, кот не соответствует официально либо фактически существующим нормам в этом общ-ве. Можно считать дев. поведением героизм, сверхтрудолюбие, гениальность (т.е. отклонение со знаком «+»), но и отриц проявления (от мелких краж до тяжелых преступлений). Социологическое объяснение девиации учитывает социальные и культурные факторы. Этой проблеме уделяли внимание Конт, Спенсер, Лиминфельд, Дюркгейм, Мертюн. Возникновение девиации: появляется цель, кот достичь нормальными путями соц объекту не удается. Возникает соц напряженность, а следом – предконфликтная ситуация. Если решения нет, объекты вступают в борьбу для достижения цели – конфликтная девиация.

Важно учитывать то, что является нормальным для одной группы людей, м.б. отклонением для другой.

Деликвентное поведение – серьезные нарушения, противоправные действия, кот нарушают общепринятые юридические нормы, т.е. то поведение, за кот несут наказание все.

Поведение, кот начинает угрожать устоям общества, его ценностям, нормам наз-ся соц аномией (деформация общ-ва). Оно обусловлено кризисами, войнами, переворотами. 2 способа выхода из этого состояния: 1)быстрый, решительный – навязывание опр-ой системы ценностей; 2)длительный – выработка новых соц норм, ценностей (хар-но сегодня).

Чтобы как-то отрегулировать общественные отнош-ия, устранить эл-ты дезорганизации, сущ-ет соц контроль, кот проявляется через систему санкций.

13. Социология семьи. Семья как социальный институт и социальная группа.

Семья – как социальный институт.

Семья – основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Cемья является основой всех социальных институтов. В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально существующий институт. Выделяют два типа семейной структуры: Нуклеарная семья состоит из родителей и детей, которые от них зависят. Расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. Семья как любой социальный институт выполняет определенные функции. Репродуктивная функция призвана обеспечивать воспроизводство новых членов общества. Воспитательная функция должна социализировать ребенка, то есть подготовить его к жизни в обществе, обеспечить его нормальное и полноценное развитие. Рекреационная функция – Семья становится "оазисом" спокойствия, уверенности и безопасности. она обеспечивает психологический комфорт и эмоциональное удовлетворение. Экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, проблему распределения домашнего труда. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними, поэтому семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: