Лекция № 12 Теория поведения потребителя

1. Основы теории потребителя

2. Закон убывающей предельной полезности

3. Предпочтения потребителя, кривые безразличия

4. Ограничения потребителя, бюджетная линия

5. Равновесие потребителя

1. Потребитель и производитель являются главными субъектами рыночных отношений. Они формируют спрос и предложение на рынке, взаимодействуют в процессе установления равновесной цены. Экономическая теория исходит из того, что именно потребитель в конечном итоге решает, что должно производится, покупая или не покупая товары. Решение отдельных потребителей лежат в основе рыночного спроса. Это значит, что потребительское поведение - решающий фактор экономического развития. Поэтому конечная цель теории потребителя - глубже раскрыть явления рыночного спроса.

Каждый потребитель вынужден решать для себя три вопроса:

· Что купить?

· Сколько стоит?

· Хватит ли денег на покупку?

Чтобы ответить на первый вопрос необходимо выяснить полезность блага для потребителя, на второй вопрос – исследовать цену, на третий - определить доход потребителя. Полезность, цена, доход - это три понятия, составляющие содержание теории потребителя.

Для объяснения поведения потребителя используются экономические модели, которые не могут описать реальное поведение конкретных потребителей, но объясняют общие принципы поведения на рынке. В этих моделях используются допущения и абстракции, упрощающие экономический анализ.

Основные допущения:

1. Рациональность потребителя – это тот потребитель, для которого: цель - потребление

полезных свойств товаров; основные ограничения - цены приобретаемых товаров и

доход потребителя; выбор потребителя - стремление к максимизации полезности

(наиболее полное удовлетворение имеющихся потребностей при определённых

ограничениях).

2. Аксиома ненасыщенности (потребитель стремится иметь большее количество любых

благ).

3. Аксиома увеличения общей полезности.

4. Аксиома убывания предельной полезности.

2. Ценность экономических благ для потребителя заключается в их полезности.

Полезность - свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие и удовлетворение от потребления.

Но разную полезность имеют разные экономические блага, одинаковые блага для разных потребителей, отдельные части одного блага для одного потребителя. Поэтому различают общую и предельную полезность экономических благ.

Общая полезность - полезность всех частей потребляемого блага.

Предельная полезность - полезность каждой следующей единицы потребляемого блага. Потребности по мере их насыщенности убывают, т.е степень их напряжённости падает, т.к. каждая следующая единица блага оценивается по полезности ниже, чем все предыдущие. Это позволяет вывести зависимость между количеством блага в потреблении и общей или предельной полезностью: по мере увеличения блага в потреблении, общая полезность возрастает, а предельная полезность падает. Данную зависимость называют законом убывающей предельной полезности или первым законом Госсена. Следовательно, чем большим количеством блага обладает человек, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. А это значит, что ценность блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.

3. Для моделирования потребительского поведения используются кривые безразличия и бюджетная линия. Кривые безразличия позволяют описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования благ. Предпочтения потребителя касаются всех благ, но для упрощения рассматриваются лишь два блага - Х и У.

Кривая безразличия - множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично какой из этих наборов выбрать. т.к. их полезность одинакова. Например: Человек потребляет два товара Х и У, причём существуют несколько наборов этих двух экономических благ, которые приносят одинаковую суммарную полезность (U).

I набор - 1 товар Х и 6 товаров У

II набор - 2 товара Х и 3 товара У

III набор - 3 товара Х и 2 товара У

IV набор - 4 товара Х и 1,5 товара У

Если на графике по оси абсцисс отложить количество товара Х, а по оси ординат - У, то получим точки, через которые можно провести кривую безразличия, любая точка на которой отражает разное количество двух товаров, но в то же время одинаковую полезность всех наборов этих благ.

 
 


Y Кривая безразличия

I

6

II

3

2 III

1,5 IV

U

O 1 2 3 4 X

Свойства кривых безразличия:

1. Через любую точку на графике можно провести кривую безразличия

2. Кривые безразличия никогда не пересекаются

3. Они имеют отрицательную направленность

4. Они имеют вогнутый вид

5. Если нанести на график несколько кривых безразличия, то получим карту кривых


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: