Педагогическая способность, компетентность, качества педагога

Педагогические способности – это совокупность определенных психологических характеристик, являющихся непременным условием для достижения преподавателем успехов в воспитании и обучении детей. Известно, что среди черт и особенностей характера, которые являются компонентами той или иной специальной особенности или способности, одни качества играют ведущую роль, другие являются вспомогательными. Если говорить о способностях к педагогике, то основными здесь являются коммуникативные личностные свойства, и, прежде всего, те, которые относятся к сфере восприятия, например – наблюдательность. Такие свойства способствуют адекватному пониманию психологии учащихся, его морального состояния в каждом конкретном случае, правильной оценке всего коллектива (класса) в целом и ситуации в данный момент. К коммуникативным свойствам относят понимание психологического состояния учеников и способность сопереживать им – эмпатию. Обязательным условием для наличия такой черты является любовь и уважение к детям вообще. Будем выделять следующие компоненты профессиональной компетентности педагога: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.

Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

Функциональный (от лат. functio – исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

Коммуникативный (от лат. communico – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

Рефлексивный (от позднелат. reflexio – обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства,смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: