Культура в педагогическом процессе

педагогическая культура базируется на общей культуре личности: нравственно-этической, эстетической, духовной, интеллектуальной, эмо­циональной, культуре труда, общения и т.д.

Методологическая культуравключает в себя педагогичес­кую философию педагога, представленную в его педагогической кон­цепции как системе основополагающих педагогических идей и принципов, определяющих его педагогическое мировоззрение, цели и смысл его дея­тельности.

Важнейшим инструментом формирования методологической культуры преподавателя становится рефлексия (лат. reflecsio - отражение) - деятель­ность, направленная на осмысление своих мыслей, состояний, поступков. Основные виды рефлексии педагога: а) философская рефлексия, дающая возможность осмысления различных точек зрения, подходов, проблем, своих собственных идей; б) педагогическая рефлексия, обеспечивающая возможность осущест­вления педагогической деятельности как решения стоящих перед препода­вателем педагогических задач.

Коммуникативная культура педагога обеспечивает построение педагогического общения на основе гуманистических принципов. Значение коммуникативной культуры определяется тем, что общение пронизывает все сферы деятельности педагога и выполняет функции:обмена информацией,

организации межличностного и делового взаимодействия в процессе совместной деятельности, обеспечения благоприятного психологического климата, в котором происходит обучение; создания дополнительной мотивации учения учеников; обмена духовными ценностями, формирующими отношение учащихся к миру и самому себе и т.д.

В основе культуры педагогического общения преподавателя лежат его личностные качества: общительность, справедливость, искренность, открытость, терпимость, выдержка, самообладание, принятие личности любого другого человека, уважение и требовательность, тактичность и многое другое. Коммуникативная культура педагога складывается из гуманной направленности его личности, системы ценностных установок и позиций в сфере общения, коммуникативных способностей и умений. Она предполагает освоение им технологий и техник общения, позволяющих строить межличностное взаимодействие в определенной логике и последовательности его этапов, используя психологически и педагогически целесообразные вербальные и невербальные средства общения; умения предупреждать и разрешать конфликты, возникающие в педагогическом процессе.

Индивидуальный стиль педагогического общения. В.А.Кан-Калик рассматривает как индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

По степени сотрудничества с учащимися в решении различных проблем выделяют следующие стили: авторитарный – подавление, жесткое управление, минимум самостоятельности учащихся; демократический - совместное решение проблем, равноправное партнерство, стимулирование самостоятельности студентов; либеральный - слабое управление общением, самоустранение педагога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: