педагогическая культура базируется на общей культуре личности: нравственно-этической, эстетической, духовной, интеллектуальной, эмоциональной, культуре труда, общения и т.д.
Методологическая культуравключает в себя педагогическую философию педагога, представленную в его педагогической концепции как системе основополагающих педагогических идей и принципов, определяющих его педагогическое мировоззрение, цели и смысл его деятельности.
Важнейшим инструментом формирования методологической культуры преподавателя становится рефлексия (лат. reflecsio - отражение) - деятельность, направленная на осмысление своих мыслей, состояний, поступков. Основные виды рефлексии педагога: а) философская рефлексия, дающая возможность осмысления различных точек зрения, подходов, проблем, своих собственных идей; б) педагогическая рефлексия, обеспечивающая возможность осуществления педагогической деятельности как решения стоящих перед преподавателем педагогических задач.
Коммуникативная культура педагога обеспечивает построение педагогического общения на основе гуманистических принципов. Значение коммуникативной культуры определяется тем, что общение пронизывает все сферы деятельности педагога и выполняет функции:обмена информацией,
|
|
организации межличностного и делового взаимодействия в процессе совместной деятельности, обеспечения благоприятного психологического климата, в котором происходит обучение; создания дополнительной мотивации учения учеников; обмена духовными ценностями, формирующими отношение учащихся к миру и самому себе и т.д.
В основе культуры педагогического общения преподавателя лежат его личностные качества: общительность, справедливость, искренность, открытость, терпимость, выдержка, самообладание, принятие личности любого другого человека, уважение и требовательность, тактичность и многое другое. Коммуникативная культура педагога складывается из гуманной направленности его личности, системы ценностных установок и позиций в сфере общения, коммуникативных способностей и умений. Она предполагает освоение им технологий и техник общения, позволяющих строить межличностное взаимодействие в определенной логике и последовательности его этапов, используя психологически и педагогически целесообразные вербальные и невербальные средства общения; умения предупреждать и разрешать конфликты, возникающие в педагогическом процессе.
Индивидуальный стиль педагогического общения. В.А.Кан-Калик рассматривает как индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
По степени сотрудничества с учащимися в решении различных проблем выделяют следующие стили: авторитарный – подавление, жесткое управление, минимум самостоятельности учащихся; демократический - совместное решение проблем, равноправное партнерство, стимулирование самостоятельности студентов; либеральный - слабое управление общением, самоустранение педагога.