Планирование коммуникаций при рекламном и PR- сопровождении проекта.
Достаточно традиционно всю совокупность маркетинга проекта можно разделить на 6 составляющих:
» Маркетинговые исследования (деятельность по поиску, сбору и предварительной аналитической обработке информации, имеющей значимость для рыночной успешности (результативности) проекта)
Маркетинговые исследования включают в себя:
Организация исследований:
• определение целей, диапазона и программы маркетинговых исследований;
• определение методов и средств маркетинговых исследований;
• сбор и первичная оценка информации;
Внешний анализ:
• анализ структуры целевого рынка;
• анализ емкости рынка;
• анализ каналов сбыта;
• анализ конкуренции;
• макроэкономический анализ;
• анализ социально-экономической среды;
Внутренний анализ:
• анализ участников проекта и их ресурсов;
• анализ доступных технологий;
• анализ продукции проекта.
;
» Разработка стратегии маркетинга (деятельность по детальной аналитической обработке доступной информации, ее переосмыслению и выработке принципиальных целевых установок для проекта в области маркетинга)
|
|
Под SWOT-анализом понимаются исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон проекта, оценку его возможностей и потенциальных угроз;
Анализ стратегической позиции проекта (также называют стратегический анализ, анализ стратегического набора) — это выявление стратегических зон хозяйствования проекта, их взаимосвязи, окружения и других важных характеристик. Для стратегического анализа используются следующие методы:
матрица BCG;
матрица AD Little;
матрица Shell;
деловой экран McKinsey/GE;
матрицы Ансоффа и Портера.;
Формирование концепции маркетинга (Концепцию маркетинга можно рассматривать либо как стратегические аспекты практического комплекса маркетинговых мероприятий, либо как оперативный аспект стратегии маркетинга)
Фазы ЖЦ продукции:
Стадия разработки продукта является подготовительной, но именно на ней закладываются основные решения по продукту и маркетингу проекта, которые обуславливают дальнейшее развитие. На этой стадии принципиально выделяют 2 составляющие:
маркетинговые исследования;
выбор и подготовка целевой аудитории.
Стадия выхода на рынок (или стадия внедрения) характеризуется медленным ростом объема продаж. При выходе на рынок с продуктом, находящимся в этой фазе жизненного цикла, можно варьировать цену, систему сбыта, расходы на стимулирование сбыта, качество товара. На 1-й фазе существует 4 варианта маркетинговых решений:
интенсивный маркетинг;
|
|
выборочное проникновение;
широкое проникновение;
пассивный маркетинг.
Если продукт находится на стадии зрелости, возможно принятие следующих маркетинговых решений:
расширение сбыта;
модификация рынка;
модификация товара;
модификация концепции маркетинга.
Для большинства продуктов, в конце концов, наступает время заметного уменьшения объема продаж — начинается стадия спада.
В зависимости от конкретных условий, руководители проекта могут выбрать 3 варианта действий:
сократить объем выпуска и число торговых точек, где продавался продукт,
«оживить» товар путем его модификации, изменения упаковки, организации новых форм сбыта и т.п.,
прекратить производство и организовать быструю распродажу по низким ценам (чтобы не загружать сбытовую сеть).;
» Программа маркетинга проекта (управление продуктом, управление ценой и управление продвижением)
Продвижение — это любая форма сообщений, используемых руководством проекта для информации, убеждения или напоминания людям о продуктах, услугах, идеях, общественной деятельности.
Проект может передавать необходимые сведения через фирменные названия, упаковку, витрины магазинов, личные (персональные) продажи, отраслевые выставки, лотереи, средства массовой информации и т. д.
О новой продукции и ее характеристиках потребителей нужно проинформировать, пока у них еще не сформировалось отношение к ней.
Руководство проекта может использовать 1 или сочетание 5 основных видов продвижения:
реклама;
PR (Public relations), или пропаганда;
персональные продажи;
стимулирование сбыта;
управление торговой маркой.
Реклама представляет собой систему оплачиваемых определенным заказчиком мероприятий, направленных на доведение до потребителя специально подобранной и обработанной информации о товаре, услуге или проекте. Реклама ориентируется на большие аудитории. Без нее личные продажи будут существенно затруднены, потребуют больше времени и средств.
Мероприятия PR (в английской терминологии «паблисити», «паб-лик рилэйшнз»), или пропаганда — система связей с общественностью, прессой, различными учреждениями и организациями (в том числе выборными) и формирование с их помощью положительного отношения потенциальных потребителей к определенному продукту или проекту. Эта форма продвижения тесно связана с рекламной практикой, однако, в отличие от рекламы, ведется преимущественно на некоммерческой основе. Пропаганда дает широкой аудитории достоверную информацию, однако ее содержание и время появления далеко не всегда могут контролироваться руководством проекта. Она стимулирует спрос на продукт или услугу посредством помещения коммерчески важных новостей в средствах массовой информации или путем получения благоприятных отзывов на радио, телевидении или сцене, которые не оплачиваются конкретным спонсором;
» Бюджет маркетинга проекта (представляет собой план денежных поступлений и выплат, связанных с реализацией программы маркетинга);
» Реализация мероприятий по маркетингу проекта
Важнейшие механизмы контроля, используемые при реализации маркетинга:
сбор информации о результатах маркетинговых мероприятий;
оценка эффективности маркетинга;
сравнение с запланированными показателями;
сравнение с результатами последних маркетинговых исследований;
корректирующие действия (в том числе, корректировка стратегии и тактики маркетинга проекта);
предупреждающие действия.
Временной аспект маркетинга проекта