Классификация функций

I. По механизму реализации государственной власти: законодательная, управленческие, судебные.

II. По времени действия: постоянные, временные.

III. По сфере деятельности:

Внутренние: политическая – направление деятельности государства в политической сфере; экономическая – направление деятельности государства в сфере экономики (выработка экономической политики, управление предприятиями, установление правовых основ рынка и ценовой политики, защита прав потребителей и др.); социальная – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства; функция налогообложения и финансового контроля состоит в формировании и пополнении казны за счет всех видов налогов; экологическая – обеспечение экологического благополучия граждан, их экологической безопасности; защита прав и свобод граждан, обеспечение законности.

Внешние функции: обеспечение обороны и безопасности страны; координация экономического и политического взаимодействия с другими государствами; проведение единой внешней политики, разработка и заключение международных договоров общего содержания.

2. Действие нормативно-правовых в пространстве и по кругу лиц. Общий характер нормативных актов не означает отсутствия пределов их действия. Пределы действия нормативных актов устанавливаются во времени, пространстве и по кругу лиц. Действие нормативных актов во времени определяется двумя моментами: 1) вступлением акта в действие; 2) временем прекращения его действия. Установлен следующий порядок вступления нормативного акта в действие: 1) общий порядок; 2) специальный порядок. Общий порядок вступления нормативного акта в действие определен специальным законом, иным нормативным актом для данного вида нормативных актов, принимаемых определенными органами. Общий порядок опубликования и введения в действие региональных нормативных актов устанавливается специальными актами самих субъектов Федерации. С пециальный порядок введения в действие нормативных актов устанавливается в самом нормативном акте либо в особом акте о порядке вступления в действие данного закона, принятом законодательным органом одновременно с законом. Специальный порядок введения в действие нормативных актов может предусматривать следующие случаи: -в акте называется конкретная дата введения его в действие;-акт вводится в действие с момента опубликования;-акт вводится в действие с момента принятия;-акт вводится в действие с даты утверждения (регистрации) акта;-акт вводится в действие поэтапно (частями);-акт вводится в действие с даты фактического получения акта исполнителями (для актов, которые не публикуются).Нормативные акты прекращают свое действие с утратой ими юридической силы. Такая утрата возможна в результате наличия следующих обстоятельств:-истечение срока действия, если нормативный акт издан на определенный строк (таков, например, закон о бюджете); прямая отмена данного акта другим актом, изданным компетентным органом; фактическая отмена (замена) нормативного акта изданием нового, который устанавливает для данного круга отношений новые правовые нормы, в этом случае ранее действующий нормативный акт утрачивает силу с момента введения нового нормативного акта. С действием нормативного акта во времени связана проблема обратной силы закона и переживание закона (нормативного акта).

3.Правовое регулирование: понятие, способы и типы. Правовое регулирование и правовое воздействие. Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи правовых средств результативное, нормативно-организующее воздействие на общественные отношения. Методы правового регулирования определяются в общей теории права и отраслевых науках как система приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Два метода: централизованное регулирование (метод субординации); децентрализованное регулирование (метод координации). Способы правового регулирования – это такие основные пути юридического воздействия на общественные отношения, которые выражены в юридических нормах, других правовых установлениях и формах, т.е. правовых средствах. Основные способы правового регулирования: дозволения, т.е. предоставление субъектам возможностей на свои собственные положительные активные действия; запреты – возложение на лиц пассивных обязанностей воздержаться от совершения определенного рода запрещенных действий; позитивные обязывания – предписанные лицам обязанности совершения активных положительных действий. Два метода регулирования: 1) централизованное регулирование (метод субординации), при котором регулирование осуществляется преимущественно на властно-императивных началах. В этом методе регулирования преобладают запрещение и обязывание. В наиболее чистом виде централизованное регулирование выражается в административном, финансовом праве; 2) децентрализованное регулирование (метод координации). В этом методе преобладает дозволение. Его участники – равноправные субъекты, активно, самостоятельно действующие на основе договоров, односторонних правомерных юридических действий.В зависимости от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет, в их сочетании различаются два основных типа правового регулирования. Общедозволительное регулирование, в основе которого лежит общее дозволение по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом». Лица вправе совершать при этом любые юридические действия, за исключением тех, которые прямо запрещены законом. Разрешительное регулирование, в основе которого лежит общий запрет по принципу «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом». Лица здесь вправе совершать юридические действия, только прямо разрешенные в нормах права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: