Понятие и структура механизма государства

Механизм государства – целостная, иерархическая система государственных органов, государственных учреждений материальных средств, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Основные признаки механизма: - механизм государства состоит из должностных лиц, государственных органов и учреждений; - функционирование всех звеньев механизма государства обеспечивается организационными и финансовыми средствами, а также возможностью принудительного воздействия; - механизм государства призван гарантировать и охранять законные права и интересы граждан.

Существует два понятия: Это механизм государства и государственный аппарат. Механизм государства понятие более широкое. Он включает систему государственных органов и так называемые материальные средства, под которыми понимаются прежде всего средства принуждения, – армию, полицию, разведку и контрразведку и др.

Государственный аппарат включает только государственные органы в их системном выражении. При таком подходе государственный аппарат является частью механизма государства. Механизм государства, его содержание, характерные черты определяются сущностью и социальным назначением государства и прежде всего политическим режимом. Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства включает:

- Государственные органы, находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).

- Государственные организации, подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, милиция).

- Государственные учреждения, подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).

- Государственные предприятия, подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.

- Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.

- Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

2. Институт права в системе права, его понятие и виды. Правовой институт - обособленная внутри отрасли права группа норм, регулирующая определенную разновидность однородных общественных отношений. Правовой институт отличается следующими особенностями:-нормы, его составляющие, регулируют определенный вид общественных отношений внутри данной отрасли права и поэтому объединены общим содержанием, однородностью регулируемых отношений;- его содержание выражается в определенной группе понятий, терминов, конструкций;- нормы, составляющие институт, тесно связаны и взаимодействуют, дополняя друг друга;-закрепляются в законодательстве в отдельном нормативно-правовом акте или в каком либо разделе нормативно-правового акта.Таким образом, правовые нормы объединяются в отрасли права, а последние состоят из правовых институтов, образуя непротиворечивую систему права внутри данной страны.Классифицировать правовые институты можно по различным критериям.По отраслям: институты права классифицируются по отраслевой принадлежности исходя из того, что они входят в ту или иную отрасль права. Учитывая деление права на частное и публичное, можно также разделить институты на следующие группы:-Частноправовые институты: (гражданские, трудовые, семейные и т.д.) -Публичноправовые институты: уголовные (уголовно-правовые, конституционные (конституционно-правовые), административные (административно-правовые). Кроме этого, можно по этому же критерию разделить институты на материальные и процессуальные. Материальные институты: гражданские (гражданско-правовые), уголовные (уголовно-правовые). Процессуальные институты: гражданско-процессуальные: институты исковой давности, представительства в суде и т. д.; уголовно-процессуальные: институты мер пресечения, гражданского иска в уголовном процессе, следственных действий. По принадлежности к нескольким отраслям Как правило, институт функционирует в рамках одной отрасли права. Однако существуют и институты, состоящие из норм различных отраслей права. Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли: институты дарения, наследования, купли-продажи в гражданском праве; институт президентства в конституционном праве; институт необходимой обороны и крайней необходимости в уголовном праве; институт должностного лица в административном праве; институт брака в семейном праве. Межотраслевые (смешанные) институты регулируют общественные отношения, относящиеся к нескольким отраслям права, то есть находящиеся на стыке отраслей: институт собственности (гражданское право, административное право, уголовное право и т. д.); институт юридической ответственности (гражданское, уголовное, административное, финансовое, налоговое, трудовое и др.); институт договора (гражданское, конституционное, административное, трудовое и т. д.) По функциям Правовые институты, так же как и нормы права, в зависимости от функций делятся на несколько категорий. Регулятивные — предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений: институт гражданства, институт брака, институт президентства и т. д. Охранительные — направлены на защиту нарушенных субъективных прав участников правоотношений: институт обеспечения иска, институт мер пресечения и т. д.

3. Права человека и гражданина, их социальная природа, виды и законодательное закрепление. Права человека - это обусловленное уровнем развития общественных отношений и социальной природой свобода поведения личности.Субъективные права личности - это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем. Свободы личности - это практически те же права гражданина, имеющие лишь некоторые особенности. Предоставляя свободы Гос. делает акцент на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы прежде всего невмешательством как своим собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Рассматривая вопрос о видах прав человека, следует исходить из многообразия существующих классификаций. Например, по сферам проявления выделяются:1. Политические права - возможности человека в гос-й и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении Гос.м (право на объединение, свобода митингов и шествий, право избирать и быть избранным в органы гос-й власти и местного самоуправления).2. Личные права и свободы - возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности (право на жизнь, право на собственность, право на безопасность).3. Социально-экономические права и свободы - это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека (право на труд, право на отдых, право на жилище и социальное обеспечение).4. Культурные права и свободы - это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями (право на образование, свобода творчества).впервые в истории закрепившие равенство, свободу, право на счастье: Декларацию независимости 1776 г., Билль о правах 1789 г. (США), Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. (Франция). Защита прав и свобод личности порождает в первую очередь отношения между Гос.м и индивидом. Нормотворческая деят-ть в этой области вплоть до середины XX века велась почти исключительно на внутригосударственном уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: