Социальное назначение и задачи государства

Социальное назначение государства заключается в рассмотрении государства как средство управления общественными процессами в целях обеспечения единства общества как целостного организма. Государство выступает как эффективное средство организации жизни людей, как механизм снятия, разрешения социальных противоречий в обществе. Социальное назначение государства конкретизируется в его задачах. Задачи государства – это те проблемы, которые стоят перед государством на определенном этапе его развития.

Современное государство призвано выполнять следующие задачи:

Государство решает общие дела (организация транспорта, связи, информационное обеспечение, энергетическое снабжение, поддержка науки, культуры, образования, охрана окружающей среды). Государство из силы, стоящей над обществом, превращается в организацию, обеспечивающую жизнеспособность общества.

Государство – арбитр в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных), преодолении конфликтов в обществе.На государство возлагается обязанность урегулирования внешних конфликтов (оборона страны и осуществление дипломатических отношений). Применение государством легализованного насилия (правового насилия легитимной власти).

2.Интерпретационные акты: понятие, юридическая природа, отличие от иных правовых актов. Правовой акт - акт-документ компетентных органов, должностных лиц, иных субъектов направленный на достижение определенных юридических последствий. Правовые акты подразделяются на три основные вида: нормативные, интерпретационные, индивидуальные акты. Основу правового регулирования статутной правовой системы составляют нормативно-правовые акты: законы, указы, постановления и др. Все иные правовые акты носят поднормативный характер, должны соответствовать нормативным актам, им не противоречить. Содержанием нормативных актов являются юридические нормы, общеобязательные правила должного, дозволенного, запрещенного поведения, которые лежат в основе принимаемых правовых решений. Два главных признака отличают нормативные акты от других правовых актов: -общий характер, неконкретность адресата - нормативные акты распространяются на всех, кто попадает в сферу их действия;-непрерывность действия - они действуют непрерывно, постоянно, вплоть до их отмены или замены другими нормативными актами. Интерпретационные акты (акты толкования права) - результат официального нормативного толкования правовых норм, содержащий разъяснения норм права и имеющий определенную степень обязательности. Акт толкования – это официальный документ, который принят уполномоченными на это госи органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права. Акт толкования (интерпретационный акт) – это один из видов правовых актов, который имеет следующие особенности: 1) он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;2) интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;3) акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;4) он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;5) акт толкования имеет государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями. Акты толкования делят: 1) по отраслям права;2) в зависимости от субъекта издания;3) в зависимости от внешней формы;4) по юридической значимости;5) в зависимости от органов, дающих толкование;6) в зависимости от характера толкуемых правовых норм;7) по своей юридической природе;8) по структурным элементам.Так, по отраслям права можно выделить акты толкования: 1) конституционно-правовые; 2) уголовно-правовые; 3) административно-правовые.В зависимости от субъекта издания интерпретационного и нормативно-правового акта они могут быть: 1) аутентичными (акт принимает и толкует один и тот же субъект); 2) легальными (норму права толкует субъект, который на это имеет право, например Верховный Суд РФ толкует законы, которые принимает парламент).В зависимости от внешней формы акты толкования могут быть: 1) письменными, которые имеют определенные реквизиты: кто издал акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступает в действие; 2) устными. По юридич значимости можно выделить акты: 1) нормативного толкования. Акты нормативного толкования имеют общеобязательный характер, так как распространяются на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение; 2) казуальные- относятся к конкретному случаю. В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты: 1) органов гос-й власти; 2) органов управления;3) судебных, прокурорских органов и т. д. В зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть: 1) материальные; 2) процессуальные. По своей юридической природе различаются интерпретационные акты: 1) акты правотворчества; 2) акты правоприменения. По структурным элементам можно разделить интерпретационные акты: 1) на акты толкования гипотезы; 2) акты толкования диспозиции; 3) акты толкования санкции; 4) комплексные акты толкования.

3.Механизм правового регулирования, его основные элементы. Правовое регулирование осуществляется при помощи целостного механизма правового регулирования (МПР). Механизм правового регулирования – это взятая в единстве и взаимодействии система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.В структуре МПР выделяются следующие основные правовые средства.Юридические нормы – основа правового регулирования, когда на уровне позитивного права закрепляются в общем виде типизированные модели определенного поведения субъектов, санкции и иные неблагоприятные последствия возможных отступлений от правовых предписаний.Правовые отношения как средства перевода общих предписаний правовых норм в плоскость субъективных прав и юридических обязанностей конкретных субъектов, участников данных отношений.Акты реализации прав и обязанностей, в соответствии с которыми достигается определенный результат, запрограммированный в нормах позитивного права. Индивидуальные предписания, акты применения права – факультативный элемент МПР как результат правоприменительной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: