Менеджмент – это орган или аппарат управления организацией.
Люди, занятые в аппарате управления и непосредственно осуществляющие процесс управления, называются менеджерами или руководителями.
Аппарат управления любой организации имеет определенную структуру.
Структура управления – форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей менеджмента.
Между элементами структуры управления (отдельными работниками, службами и звеньями) имеются горизонтальные и вертикальные связи.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми.
Вертикальные связи – это связи подчинения, формирующие иерархичность управления (уровни управления).
Уровни управления (предопределяет вертикальные различия в статусе менеджеров):
Руководители (управляющие, менеджеры) низкого звена;
Руководители среднего звена
Руководители высшего звена
Пирамида:
Вершина: Высший уровень:Президент, вице президент, директор, зам директор, ректор и др. (несут ответственность за деятельность организации в целом, перспективу развития)
|
|
Средний уровень: Руководитель подразделения, управляющий сбытом по региону или по стране, директор филиала, декан и др. (отвечают за деятельность бизнес-единиц и отделов)
Низший уровень: Мастер, старшая медсестра, начальник участка, заведующий кафедрой и др.
Люди, занятые в аппарате управления, – это люди, непосредственно осуществляющие процесс управления посредством профессионального выполнения управленческих функций. В современных организациях они называются менеджерами или руководителями. Функции и задачи менеджеров:
• обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения и способствуют достижению целей организации;
• устанавливают и координируют взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
• разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;
• являются основным информационным звеном связи организации с ее окружением;
• несут ответственность за результаты деятельности организации и др.
4) Роли менеджера по Г. Минцбергу.
Классификация ролей менеджера по Генри Минцбергу:
Межличностные(официальные властные полномочия и статус) (Межличностные роли: 1) Лицо организации 2) Лидер 3) Связующее звено)
Информационные роли: 1) Аналитик 2) Информатор 3) Выразитель мнения
Роли, связанные с принятие решений: 1) предприниматель 2) стабилизатор 3) распределитель ресурсов 4) переговорщик
Управленческие роли
|
|
(Источник: Минцберг Г. Профессия – менеджер: Мифы и реальность/Лидерство «менеджер обязан создавать условия, чтобы все спокойно трудились, чтобы никто никому не мешал»)
Роли | Краткое описание |
Межличностные роли | |
Лицо организации | Проведение церемониальных, протокольных мероприятий, встреча гостей, подписание юридических документов. |
Лидер /руководитель | Отбор и развитие персонала, мотивация работников, научение поведение |
Связующее звено | Осуществеление контактов за пределами вертикальной должностной иерархии (с коллегами из других организаций, подразделений, поставщиками, властными структурами и др) |
Информационные роли | |
Аналитик | Собирает и обрабатывает внешнюю и внутреннюю информацию посредством личных контактов, изучения отчетов, печатных изданий, электронной информации и др. |
Информатор | Передает информацию подчиненным |
Выразитель мнения организации | Передает информацию внешним пользователям (акционерам, государственным чиновникам и др.) о планах, политике, финансовом положении и др. |
Роли, связанные с принятие решений | |
Предприниматель | Инициация и курирование новых проектов, идей по развитию организации и подразделений |
Стабилизатор | Урегулирование споров, проблем, разрешение конфликтов, адаптация к кризисам во внешней среде |
Распределитель ресурсов | Решения о выделении ресурсов; составление графиков, бюджетов; расстановка приоритетов; формирование организационной структуры; утверждение всех решений (визирование) |
Переговорщик | Участие в переговорах о закупках бюджетах, с представителями профсоюзов о контрактах, зарплатах, зарплатах и др., представление интересов подразделений |