Кафедра университета. Заведующий кафедрой

В системе управления любым вузом одну из главных ролей играют заведующие кафедрами. Именно кафедры остаются ключевым звеном в системе управления современным отечественным вузом. Они обеспе­чивают образова­тельный процесс, именно на кафедрах создаются все элементы учебно-методического контента – от учебных программ до базовых учебников, именно здесь ведутся фундаментальные научные исследования и практико-ориентированные разработки. Таким образом,
в системе высшего профессионального обра­зования кафедры выполняют функции производственных подразделений. Очевидно, что эффективность функционирования этой категории структурных подразделений, а в значи­тельной степени ‒ и вуза в целом, во многом зависит от их непосредственных руководителей.

Кафедра в вузе ‒ это объединение профессорско-преподавательского состава и научных работников в одной или нескольких тесно связанных между собой отраслях знаний. Именно она обеспечивает непосредст­венный контакт со студентами и оказывает прямое воздействие на них ‒ воспитательное, учебное, научное.

Первые кафедры появились в России в 1804 г. В России до рево­люции 1917 г. понятие кафедры связывалось не столько с админист­ративным подразделением, сколько с должностью профессора. В соот­ветствии с практикой европейских университетов в университетах под кафедрой понималось штатное место для профессора, который должен был читать лекционные курсы в рамках научной отрасли, обозначенной в названии кафедры. В качестве помощников профессоров по кафедре в штатной структуре университета были предусмотрены адъюнк-
ты (1804‒1863) или доценты (1863‒1884). Во второй половине XIX в. также сложилась практика оставления при кафедре способных молодых учёных для приготовления к профессорскому званию. С конца XIX в.
при многих кафедрах открылись научно-исследовательские лабора-
тории и кабинеты.

Кафедру как коллектив преподавателей возглавляет заведующий. Преподаватели кафедры, в зависимости от стажа работы и наличия ученых степеней, могут подразделяться на старших преподавателей, доцентов и профессоров. В качестве помощников преподавателей могут выступать ассистенты. Помимо преподавателей, при кафедре работает секретарь, ведущий делопроизводство. Он протоколирует заседания кафедры, на которых утверждаются учебные программы и заслушиваются отчеты о работе преподавателей. Иногда в штат кафедры могут входить лаборанты и инженеры.

К показателям деятельности кафедры относятся (помимо проведения занятий по профилю кафедры и разработки соответствующих программ): подготовка и публикация статей и методических разработок; участие преподавателей кафедры в конференциях; прохождение стажировок.

Особое место среди всех кафедр университета занимает выпускающая кафедра (профилирующая). Именно она организует (и координирует) процесс профессионального становления личности студента как будущего специалиста. Координирующая роль выпускающей кафедры не ограни­чивается созданием учебного плана, обязательного для всех учебных подразделений вуза, участвующих в подготовке выпускника (как и бакалавра, так и магистра).





Таким образом, выпускающая кафедра выступает как основной ячейкой учебной и научной деятельности, так и как «субстрат» научно-педагогической школы по данной специализации или направлению подготовки (обучения) в вузе. На ней осуществляется организация и контроль за исполнением практики студентов, а также организация и защита курсовых и дипломных работ через утверждение тем, назначение научного руководителя.

Заведующий кафедрой осуществляет непосредственное руководство кафедрой. Он избирается из числа наиболее квалифи­цированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или ученое звание, сроком до 5 лет. Заведующий кафедрой несет персональную ответственность перед ректором уни­верситета и деканом факультета за деятельность возглавляемой кафедры по всем направлениям.

Исходя из содержания деятельности, выделим основные функции заведующего кафедрой.

Заведующий подбирает и отбирает преподавателей, способных эффективно выполнять свои обязанности по подготовке специалистов соответственно профилю. Сложность отбора педагогических кадров заключается в том, что в специализированных вузах он осуществляется из среды студентов. Поэтому успешность исполнения роли заведующего кафедрой определяется его умением заметить перспективных студентов – как с профессиональной точки зрения, так и с позиции их потенциальных педагогических качеств.

Взаимодействие между преподавателями и студентами кафедры осу­ществляют учебно-вспомогательные работники. Они находятся в центре внешних и внутренних коммуникаций коллектива. От того, насколько профессионально они умеют это делать, зависит эффективность деятель­ности кафедры в целом и самого заведующего в первую очередь. Если учебно-вспомогательный персонал и преподаватели заняты общим делом – обучением и воспитанием студентов, успех заведующему обеспечен.

 

5.Система ученых степеней и ученых званий.
Профессорско-преподавательские должности и квалификации

Учёная степень ‒ степень квалификационной системы в науке, позволяющей ранжировать научных деятелей на отдельных этапах академической карьеры.

Впервые ученые степени появились в университетах Евро-
пы в XII‒XIII вв. вместе с формированием правил и требований к процессу и результату подготовки научных кадров.

В средневековых университетах существовала определенная иерархия степеней: бакалавр, лиценциат, магистр и доктор. Но к высшим относились только магистр и доктор, причем употреблялись они на одинаковых началах с той лишь разницей, что магистр ‒ это была высшая ученая степень на артистическом факультете, а доктор ‒ на всех осталь­ных факультетах. Артистический, или факультет свободных искусств, относился к низшему типу. К высшим ‒ богословский, юри­дический и медицинский, причем именно в таком порядке, который влиял на ранговые отношения между профессорами.

Слово «магистр» (от лат. magister ‒ начальник, наставник, учитель, руководитель) как университетский титул, ученая степень впервые появилось в указах Фридриха I Барбаросса, свидетельствуя, что носитель достиг высокого уровня знаний и может передавать их другим. «Доктор» (от лат. docere ‒ учить) означал то же, что и магистр, и впервые был присужден в Италии в Болонском университете в 1130 г.

Наряду со всеми университетскими степенями употреблялось также слово «профессор» (от лат. profited ‒ объявлять, излагать публично), которое, по сути, означало не более чем «преподаватель» или «ученый человек». Вместе с тем и магистр, и доктор употреблялись еще до появления самих университетов. Так, изначально слово «магистр» употреблялось в Древ­нем Риме и означало важное должностное лицо; в Византии «магистр» – высший титул служебной знати. Титул «доктор» означал, что апостолы, отцы церкви и другие христианские власти имели право учить и интерпретировать Библию. С появлением университетов оба этих титула означали разрешение на преподавание в университете и принадлежность к привилегированной ученой корпорации.



Таким образом, право предоставления ученых степеней было одной из характерных особенностей средневекового университета. Традиции получения докторской степени приобрели популярность по всему миру и для современных ученых являются одним из стимулов научного развития.

В России защита диссертаций была введена в 1755 г. в Московском императорском университете сразу после его основания. Дорево­лю­ционная система российского образования предполагала существо­вание таких учёных степеней, как «действительный студент», «кандидат», «магистр», «доктор», а также включала следующие учёные звания: «адъюнкт», «приват-доцент», «доцент», «адъюнкт-профессор», «экстра­ординарный профессор», «ординарный профессор», «заслуженный про­фессор». Эта иерархия ученых степеней и званий была отменена в 1918 г.
В январе 1934 г. была введена ученая степень «кандидат наук»,
в марте 1937 г. – «доктор наук», установлены кандидатские экзамены и определён порядок защиты диссертаций. В 1934 г. была учреждена общесоюзная Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

В связи с распадом СССР прекратила функционирование и советская система присуждения ученых степеней.

В Беларуси, как и в России, на данный момент применяется унасле­дованная от Советского Союза двухступенчатая система послевузовских учёных степеней германского образца:

‒ кандидат наук;

‒ доктор наук.

Кандидат наук – это учёная степень первой из двух после­вузовских ступеней в Республике Беларусь, Российской Феде­рации, ряде стран СНГ и в СССР. Соответствует степени доктора филосо-
фии (PhD) в западных странах.

Для получения учёной степени кандидата наук необходимо пройти обучение в аспирантуре и защитить перед Диссертационным советом, состоящим из действующих ученых, диссертацию, причем до защиты диссертации нужно опубликовать основные научные результаты диссертации, однако не в любом издании, а в рецензируемых научных изданиях (так называемом списке научных журналов Высшей аттеста­ционной комиссии). Сделать это непросто, поскольку редакционная коллегия данных журналов предъявляет к публикациям высокие научные требования. Для кандидатов наук таких публикаций должно быть не менее трех. Для допуска к защите кандидатской диссертации, кроме того, нужно заранее сдать экзамены по специальности, иност­ранному языку и философии. Решение о присуждении учёной степени базируется на оценке только научно-исследовательского уровня соиска­теля. Стаж в конкретной должности, педагогические достижения и иные показатели не учиты­ваются, в отличие от ситуации присвоения учёных званий. Наличие ученой степени кандидата наук позволяет претен­довать на ученое звание доцента.

Доктор наук – это учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук) в СССР, Республике Беларусь, Российской Федерации,
а также в ряде стран СНГ и в некоторых бывших социалистических стра­нах. Для получения данной степени необходимо пройти обучение в докторантуре и защитить диссертацию. До защиты диссертации соиска­телю нужно написать и опубликовать монографию – научный труд в виде книги с углубленным изучением одной темы, а также не менее 15 статей в рецензируемых научных изданиях. Для соискания степени доктора необходимо иметь степень кандидата наук.

Учёная степень как кандидата, так и доктора наук присуждается Диссертационным советом. После успешной защиты Диссертационный совет учреждения, где состоялась защита, в большинстве случаев подает соответствующие документы в Высшую аттестационную комиссию (ВАК) для контроля, утверждения и принятия окончательного решения отно­сительно выдачи соискателю диплома. При этом для получения диплома доктора наук, помимо резолюции Совета, необходимо наличие положи­тельного заключения Экспертного совета соответствующего направления ВАК. Лица, получившие степени с нарушением установленного порядка, могут быть лишены этих степеней.

Таким образом, наличие ученой степени – не просто значи-
мый атрибут, свидетельствующий о принадлежности к привилеги­рованной статусной группе, а объективно важная и необходимая ступенька научной карьеры.

Учёное звание ‒ ступень квалификационной системы в высших учебных заведениях и научных организациях, позволяющей ранжировать научных и научно-педагогических сотрудников на отдельных этапах академической карьеры. Званием подтверждается не только определённый уровень специалиста как исследователя, но и соответствие этого спе­циалиста конкретной научно-преподавательской должности. В боль­шинстве государств и стран приём сотрудника на какую-либо должность в университете означает получение одноимённого с этой позицией звания на период трудовых отношений. Сегодня в Республике Беларусь, как и в Российской Федерации, учёное звание является пожизненным, но присваивается лишь после отработки необходимого стажа в одноимённой (или эквивалентной) должности и выполнения ряда других формальных условий.

В настоящее время присваивается два ученых звания –
доцент и профессор.

Чтобы получить звание доцента, преподаватель должен иметь ученую степень кандидата или доктора наук, научно-педагогический стаж не менее 5 лет и преподавать в вузе более года. Кроме этого, после защиты диссертации он должен написать несколько научных статей,
а также методические указания по одной из дисциплин кафедры, на которой предполагает работать или уже работает.

Профессор – это ученое звание присваивают лицам, имеющим ученую степень доктора наук, научные достижения или изобретения и ведущим преподавательскую, методическую работу в области высшего и послевузовского профессионального образования. Учёное звание присваи­вается пожизненно. Если его обладатель сменит место работы или выйдет на пенсию, звание останется. Звание «профессор по кафедре» присваи­вается преподавателям высших учебных заведений,
в том числе военных, а «профессор по специальности» – сотрудни-
кам научных учреждений.

Необходимо обратить внимание, что есть еще и служебные долж­ности, которые называются абсолютно одинаково со званием – должность доцента и профессора, что вносит определенную путаницу, поскольку должность профессора и звание профессора это не одно и то же. Правильным будет говорить, что человек занимает «профессорскую долж­ность», т. е. должность уровня профессора, но при этом он не обязательно будет обладать ученым званием профессора. Различие в том, что «профессорская должность» не предусматривает обучение в докто­рантуре и защиту диссертации доктора наук, а звание профессора предусмат­ривает. Также бывает и обратная ситуация – человек обладает званием профессора, но не работает на профессорской должности. Если говорить проще – есть должность, а есть звание, и это разные понятия.

Академические звания. Первое из них ‒ член-корреспондент. Исконно слово «член-корреспондент» (соответствует английскому corres­ponding member). Исторически, членами-кор­респондентами академий были учёные, которые, в отличие от действи­тельных членов, не участ­вовали в заседаниях академии, а связывались с ней по переписке (корреспонденции). В Российской империи к числу членов-корреспон­дентов принадлежали выдающиеся зарубежные специалисты, а также учёные с периферии, не уступавшие действи­тельным членам по квалификации.

Членами-корреспондентами Национальной академии наук Беларуси избираются известные ученые ‒ граждане Республики Беларусь, внесшие значительный вклад в развитие науки и обогатившие её работами крупного научного значения. Членам-корреспондентам НАН Беларуси, в том числе имеющим это звание пенсионерам, назначаются ежемесячные доплаты за академическое учёное звание, размер которых устанавливается законодательством.

Академик ‒ член или, при нескольких ступенях членства, член высшей ступени организации учёных ‒ Академии наук.

Действительными членами (академиками) Национальной акаде-
мии наук Беларуси избираются известные ученые ‒ граждане Респуб-
лики Беларусь, внесшие большой вклад в развитие науки и обогатившие ее трудами первостепенного научного значения. Академикам НАН Бела­руси, в том числе имеющим это звание пенсионерам, назначаются ежемесячные доплаты за академическое ученое звание, размер которых устанавливается законодательством.

Академики обязаны обогащать науку новыми достижениями путем лично осуществляемых научных исследований, организации коллектив­ной разработки научных проблем и научного руководства этой раз­работкой; активно участвовать в инновационной деятельности, создании, защите и вовлечении в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, в выполнении задач, возложенных на Академию наук,
и реализации основных направлений ее деятельности; активно содейст­вовать реализации и пропаганде достижений науки, обеспечивать подго­товку и повышение квалификации научных работников и специалистов; развивать международное научно-техническое сотрудничество.

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: