Билет № 19. 1. Устав муниципального образования (понятие, содержание, порядок принятия, регистрации, вступления в силу)

1. Устав муниципального образования (понятие, содержание, порядок принятия, регистрации, вступления в силу).

1. Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

2. Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

4. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

5. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

6. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

7. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

8. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольного органа муниципального образования, вступают в силу в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящей части.

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ)


2. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальным имуществом.

МСУ в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст.130 КРФ) (особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственность, порядок учета муниципального имущества устанавливаются ФЗ).

Полномочия органов МСУ в области управления и распоряжения муниципальным имуществом:

1) установление порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом;

2) образование исполнительно-распорядительных органов МСУ;

3) владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом;

4) развитие межмуниципального экономического сотрудничества, осуществление международных и внешнеэкономических связей;

5) организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы МО;

6) осуществление соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Правовую основу управления и распоряжения органами МСУ муниципальным имуществом составляют (КРФ, ГК РФ, ФЗ 2003, другие ФЗ и НПА РФ, законы и НПА субъектов РФ (принятые в пределах их полномочий)).

К исключительной компетенции представительного органа относятся (принятие планов и программ развития МО; утверждение местного бюджета; определение порядка – управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений и установлении тарифов на их услуги; участия МО в организациях межмуниципального сотрудничества; обеспечения деятельность органов МСУ).

Управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляется органами МСУ на основе положения, принимаемого представительным органом МО (определяет цели и задачи).

Цель управления и распоряжения муниципальным имуществом (решение социально-экономических задач МО, сохранение и создание новых рабочих мест; привлечение инвестиций и стимулирование предпринимательской активности, повышение благосостояния и жизненного уровня населения, обеспечение доходной части бюджета).

Задачи, решаемые при достижении указанной цели (определение и применение наиболее эффективных способов использования имущества; оптимизация структуры собственности МО; пообъектный учет его имущества и его движения; получение нарастающих доходов от имущественных комплексов МУП и муниципальных учреждений, долей в хозяйственных обществах; совершенствование нормативно-правовой базы управления собственностью; контроль за сохранностью и использованием муниципального имущества по целевому назначению).

В Положении о порядке управления муниципальным имуществом содержатся разделы (формирование, состав и учет муниципального имущества; полномочия органов МСУ в сфере управления и распоряжения им; формы и способы управления и распоряжения; финансовое обеспечение управления; отчетность и контроль).

В развитие указанного положения представительный орган принимает НПА, устанавливающие порядок (создания, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; владения, пользования, управления и распоряжения имуществом, переданным предприятиям; управления и распоряжения муниципальными акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ; приватизации объектов муниципальной собственности; направления в местный бюджет доходов от использования муниципальной собственности).

Особенности полномочий органов МСУ в области управления и распоряжения имуществом обусловлены правовым статусом МО (хозяйственная деятельность МО ведется в интересах как получения дохода и решения социально-экономических проблем, так и регулирования общего хозяйственного оборота в МО).

Управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляет местная администрация:

· принимает в пределах своих полномочий правовые акты по управлению муниципальным имуществом;

· осуществляет управление финансовыми средствами МО;

· принимает решения о создании коммерческих и некоммерческих организаций или участии в них с использованием муниципальной собственности;

· принимает решения по вопросам управления муниципальными предприятиями и учреждениями;

· принимает решения о приобретении имущества в муниципальную собственность;

· организует разработку и выполнение программ приватизации муниципального имущества;

· определяет размер и виды затрат на организацию и проведение указанной приватизации;

· определяет порядок ведения специализированного учета муниципального имущества;

· принимает решения о приобретении в муниципальную собственность акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ;

· устанавливает размеры ставок арендной платы за пользование объектами муниципальной собственности;

· осуществляет контроль за использованием объектов муниципальной собственности.

Комитет по управлению муниципальным имуществом (орган местной администрации; наделен правами юридического лица; положение о нем принимает представительный орган МО) (осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом – заключение договоров аренды земельных участков и движимого имущества, осуществление контроля за поступлением средств от аренды в местный бюджет; утверждение уставов МУП, согласование уставов муниципальных учреждений; осуществление контроля за сохранностью и использованием по назначению имущества, переданного предприятиям; подготовка программы приватизации муниципального имущества, обеспечение ее выполнения и отчет о ее реализации; разработка и ведение специализированного учета объектов муниципальной собственности; обеспечение проведения ее инвентаризации).

Учет муниципального имущества производится – ведение реестра объектов муниципальной собственности (муниципальная информационная система, представляющая совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах муниципальных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них).

Объекты учета реестра (МУП и муниципальные учреждения, здания, строения, сооружения, объекты инженерного и коммунального назначения, доли в уставном капитале хозяйственных обществ, объекты муниципальной собственности, переданные в пользование, аренду, залог, автотранспорт МУП и муниципальных учреждений) (держатель реестра – комитет по управлению муниципальным имуществом; порядок ведения реестра определяется в положении, принимаемом представительным органом МО; собственник реестра - МО).

Способы распоряжения муниципальным имуществом:

1) аренда (передача в возмездное срочное пользование муниципального имущества, находящегося в составе казны МО);

2) ссуда (передача в безвозмездное срочное пользование имущества казны);

3) приватизация (возмездное отчуждение в частную собственность имущества казны) (проводится на основе ежегодного прогнозного плана приватизации муниц. имущества на очередной финансовый год);

4) совершение гражданско-правовых сделок в процессе хозяйственной деятельности МУП и муницип. учреждений, у которых данное имущество находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Органы МСУ обладают большими правами в отношении МУП, муниципальных учреждений (определение порядка принятия решений об их создании, реорганизации и ликвидации и установлении тарифов на их услуги – исключительная компетенция представит. органа МО).

Часть муниципального имущества закрепляется за МУПП и муниципальными учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления (другая часть муниципального имущества (нераспределенная) – казан МО).

Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается им в пределах, определяемых ГК РФ (не вправе продавать его, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ или иным способом распоряжаться им без согласия органа МСУ, осуществляющего от имени МО право собственника муниципального имущества).

Муниципальные учреждения в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (органы МСУ от имени МО субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений).

Органы МСУ в отношении организаций, находящихся в муниципальной собственности (определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги); утверждают их уставы; назначают и увольняют их руководителей, заслушивают их отчеты).

Органы МСУ могут участвовать в создании хозяйственных обществ (в том числе межмуниципальных), необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения (в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с ФЗ и НПА представительных органов МО) (указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов МСУ).

Порядок участия МО в организациях межмуниципального сотрудничества – исключительная компетенция представительного органа МО (межмуниципальные хозяйственные общества осуществляют деятельность в соответствии с ГК РФ и иными ФЗ; подлежат государственной регистрации) (некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов осуществляют деятельность в соответствии с ГК РФ, ФЗ о некоммерческих организациях).

Контроль за управлением и распоряжением муниципальным имуществом осуществляется в целях сохранности имущества, его эффективного и целевого использования, обоснованности затрат на его содержание (контроль – исключительная компетенция представит. органа МО; предусмотрена возможность создания контрольного органа МО, в который органы и должностные лица МСУ должны предоставлять необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к его ведению).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: