Статья 11. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников

1. Комментируемой статьей начинается глава Закона, посвященная основным правам профсоюзов. В данной статье раскрывается право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы:

- во-первых, членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Так, например, в случае нарушения законодательства о труде, и в частности задержки выплаты работнику заработной платы, профсоюзная организация вправе обратиться по просьбе члена профсоюза, других работников, а также самостоятельно по собственной инициативе как в органы, рассматривающие трудовые споры, так и в суд с исковым заявлением. Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.

Отметим, что некоторыми авторами в литературе высказывается мнение о том, что данное положение не совсем соответствует ст. 1 ТК РФ, одной из задач которого является правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. При этом отмечается, что в последние входят, в частности, отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, по разрешению коллективных трудовых споров. На этом основании автор предлагает редакцию "по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов" целесообразно привести в соответствие со ст. 1 ТК РФ <24>.

Интересной является практика применения комментируемых положений.

Так, по одному из дел суд отметил буквально следующее: согласно п. 2.1 Устава профсоюза и абз. 1 п. 1 ст. 11 комментируемого Закона профсоюз представляет и защищает социально-трудовые права и интересы своих членов, в данном случае бортпроводников авиакомпании. В силу п. 4.1.1 Устава основной целью профсоюза является защита социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза, представление их интересов в отношении с работодателем, а также в государственных, муниципальных, общественных и иных органах и организациях. Таким образом, суд сделал вывод о том, что требование об обязании ответчика перечислять членские профсоюзные взносы заявлено в интересах членов профсоюза. При этом суд кассационной инстанции посчитал ошибочной ссылку апелляционного суда на то, что отказ от иска не нарушает права других лиц, поскольку истец просит перечислять членские профсоюзные взносы на свой расчетный счет. Как отметил суд кассационной инстанции, в данном случае требование истца направлено именно на реализацию прав работников, являющихся членами профсоюза, на уплату членских взносов в выбранном ими порядке, как это предусмотрено законом. При таких обстоятельствах отказ от иска в части указанного требования в силу ч. 5 ст. 49 АПК РФ не подлежал принятию как нарушающий права других лиц <25>;

- во-вторых, в области коллективных прав и интересов профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

На уровне организации первичная профсоюзная организация может быть уполномочена на реализацию любых форм социального партнерства. От имени уполномочивших их на представительство работников первичная профсоюзная организация имеет право:

- участвовать в разбирательстве трудовых споров;

- вступать в коллективные переговоры по подготовке проекта коллективного договора и его заключению;

- проводить консультации с работодателем по вопросам прекращения трудовых отношений с работниками;

- проводить консультации с работодателем по вопросам регулирования трудовых и иных тесно связанных с ними отношений;

- участвовать от имени работников и в управлении организацией;

- контролировать соблюдение законодательства при выработке работодателем локальных нормативных актов, затрагивающих трудовые права работников;

- решать иные вопросы в соответствии с законодательством.

Как обоснованно полагает Т.Ю. Коршунова, для этого работники, которые не являются членами профсоюза, должны принять специальное решение о предоставлении первичной организации полномочий на представительство, если такая организация объединяет менее половины работников. Решение фиксируется в протоколе собрания работников (конференции их представителей) <26>.

При осуществлении представительства интересов отдельных работников, которые не являются членами профсоюза, эти работники должны написать в первичную профсоюзную организацию заявление или выдать доверенность в простой письменной форме профсоюзному представителю.

Говоря о праве профсоюзных организаций обращаться в суд в защиту прав и законных интересов других лиц (п. 1 ст. 46 ГПК РФ), участвовать в гражданском судопроизводстве, в литературе отмечается, что профорганизации могут реализовывать перечисленные выше права независимо от наличия или отсутствия у них прав юридического лица. При этом приводится положение о том, что гражданско-процессуальное законодательство не дает прямого определения понятия лиц, имеющих право на участие в судопроизводстве, давая лишь перечень этих лиц в ст. 34 ГПК РФ. Эта статья отдельно не выделяет профсоюзы, а лишь упоминает о третьих лицах, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающих в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. 4, 46 и 47 ГПК РФ. В законе не содержится указаний на то, что такими третьими лицами могут быть только юридические лица, то есть зарегистрированные профсоюзы <27>.

Когда речь идет о судебной защите, немаловажное значение имеет определение, в чьих интересах подается исковое заявление в суд - в интересах членов профсоюза или профкома как юридического лица. Так, судебная коллегия по гражданским делам Челябинского суда при рассмотрении частной жалобы председателя профкома агрегатного завода на определение Тракторозаводского суда, отказавшего в приеме искового заявления о взыскании профсоюзных взносов, отказала в удовлетворении жалобы. В своем определении она указала, что заявление в суд предъявлено не от имени трудящихся, а профкома. Поскольку спор возник между двумя юридическими лицами, то требования подведомственны арбитражному суду <28>.

Как видим, комментируемый Закон разделил их представительские полномочия в зависимости от того, индивидуальные или коллективные интересы работников уполномочены представлять профсоюзы <29>. Такой порядок должен осуществляться в случаях, когда речь идет о первичной профорганизации, объединяющей более половины работников. В области индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений профсоюзы представляют и защищают права и интересы исключительно своих членов. Что же касается коллективных прав и интересов, то профсоюзы их защищают в отношении не членов профсоюзов только при условии, если последние наделят профсоюзы соответствующими полномочиями в установленном порядке.

2. Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

В этой связи интерес представляет следующее дело.

Так, судом было отмечено, что утверждение заявителей в кассационной жалобе о том, что установленная система оплаты труда якобы не была согласована с профсоюзными организациями, не может свидетельствовать о незаконности оспоренного нормативного акта. При этом суд отметил, что общероссийские профсоюзы в случае, если считают, что их права (предусмотренные, кроме того, и ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона) на согласование принятого Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 N 832 решения по оплате труда "бюджетников" нарушены, вправе оспорить процедуру принятия такого акта в суде <30>.

3. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы также вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Так, по другому делу в судебном заседании представитель истца в качестве основания для признания недействительным (незаконным) нормативного акта привел положение комментируемого пункта, согласно которому проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Представители Министерства труда и социального развития признали, что при рассмотрении и принятии проекта обжалуемого разъяснения мнение Федерации независимых профсоюзов России не запрашивалось. Однако суд посчитал, что данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для признания нормативного акта незаконным, поскольку приведенное выше положение ст. 11 комментируемого Закона об учете мнения соответствующих профсоюзов при рассмотрении и принятии проектов нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, не носит императивного характера для органов исполнительной власти. Кроме того, в решении суда было отмечено, что представитель Министерства труда и социального развития заявил в судебном заседании, что такое мнение соответствующих профсоюзов при разработке и принятии нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, будет запрашиваться <31>.

4. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2009 г. установлен минимальный размер оплаты труда в размере 4330 руб.

Статья 352 ТК РФ закрепляет в качестве одного из основных способов защиты трудовых прав и свобод защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами.

Глава 58 ТК РФ посвящена защите трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право, в частности:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и т.д. (ст. 370 ТК РФ).

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

При принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профессионального союза, по таким основаниям, как:

- сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

- несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

- неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание,

работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

5. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.

Согласно ст. 162 ТК РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

Таким образом, ТК РФ устанавливает несколько иной порядок определения системы оплаты труда, который и должен применяться согласно ст. 423 ТК РФ.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 8 ТК случаи принятия работодателем локального нормативного правового акта по согласованию с представительным органом работников могут, но, разумеется, не должны предусматриваться в коллективном договоре или соглашениях. Такая формулировка фактически блокирует возможность широкого толкования содержания комментируемой статьи.

Часть 3 ст. 8 ТК РФ исходит из идеи о том, что обязанность работодателя по принятию локальных нормативных правовых актов по согласованию с представительным органом работников первоначально должна быть закреплена в коллективном договоре или соглашении для вполне определенных случаев. Сначала должно иметь место закрепление в коллективном договоре или соглашении соответствующих условий и только затем возложение на работодателя обязанности принятия конкретного локального нормативного правового акта по согласованию с представительным органом работников. Кстати, также отметим, что этот орган необязательно должен быть профсоюзным.

Таким образом, говоря другими словами, по общему правилу работодатель принимает любые локальные нормативные правовые акты в одностороннем порядке. В том же случае, если закон, подзаконный акт, коллективный договор или соглашение оговорили какую-либо форму участия представительного органа работников в локальном нормотворчестве работодателя, к этому процессу присоединяется указанный профсоюзный орган. Соответственно, работодатель вправе принимать данные акты самостоятельно, без участия представительных органов работников, если иное не предусмотрено коллективным договором либо соглашением.

6. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений.

Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав (ч. 5 комментируемой статьи).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: