С конца средних веков начинаются складываться предпосылки международного права:
- образовались крупные национальные государства с централизованной властью, способной установить порядок;
- католическая церковь и империя не могли диктовать нормы для отношений между государствами.
Особенности межгосударственных правоотношений того периода:
- межгосударственные отношения регулировались по аналогии с отношениями частных лиц:
- субъектом международных правовых отношений оставался монарх;
- наиболее важным регулятором межгосударственных отношений остаются нормы аристократической морали;
- отсутствует четкое различие между национальным и международным правом и по сфере действия и по нормативному материалу.
Тем не менее, возникают все новые обычаи, в которых начинает угадываться правовой характер: закрепляется правовой статус дипломатов, формируется институт консулов, признается принцип свободы открытого моря. На рубеже VI-VII веков в трудах юристов формируется идея международного права(голландский юрист Гуго Гроций в труде «О праве войны и мира» обосновывает существование «права, которое определяет отношения между народами или правителями»). Начинается формироваться международно-правовое сознание. Возникла доктрина международного права. Таким образом, можно сделать вывод, что именно в это время начинает складываться международное право в его современном понимании.
|
|
Огромную роль в развитии международного права сыграли идеи Великой французской революции 1789 года:
-принцип равноправия государств, независимо от существующего в них строя и политического значения;
- договоры должны соблюдаться;
- новые основы права войны (допустима только оборонительная война, гуманное отношение с военнопленными, уважение прав мирного населения).
Однако в целом в международном праве отсутствовали общие цели и принципы, необходимые для объединения норм в систему.
На рубеже XIX-XX веков международное право было в значительной мере правом войны (первая (1899г.) и вторая (1907) Гаагские конференции мира – осуществлена кодификация законов и обычаев войны).
Тем не менее, в указанный период был накоплен нормативный материал, заложены начала международно-правового сознания.
Положительное:
- закрепляются в национальном праве привилегии иностранных дипломатов;
- устанавливается правовой режим иностранцев;
- в некоторых странах утверждается доктрина «общепризнанные нормы международного права – часть права страны»;
- международное право начинают изучать в университетах.
По окончании Первой мировой войны, возникли широкие общественные движения, которые требовали внести коренные изменения в механизм управления международными отношениями.
|
|
В 1919 году державы-победительницы учредили первую всеобщую политическую организацию, призванную обеспечить мир и сотрудничество между государствами – Лигу Наций (уставной документ - Статут).
Положительное:
- ставилась задача «установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов»;
- в соответствии со Статутом в 1922 году была учреждена Постоянная палата международного правосудия – первый постоянный международный суд.
Главный недостаток – практически узаконил колониализм.
Говоря о первых международных документах, содержащих принципы международного права, нельзя не коснуться Декрета о мире 1917 г. молодой Советской республики:
- грабительские войны были объявлены величайшим преступлением против человечества;
- выдвигались требования ликвидации колониальных отношений;
- провозглашалось право народов на самоопределение и т.д.
Среди аналогичных документов других стран особо можно выделить так называемые 14 пунктов Президента США В.Вильсона:
- свобода международной торговли;
- - сокращение вооружений;
- передел колоний и территориальные проблемы Европы;
- создание союза наций в целях взаимной гарантии независимости государств.
В условиях полной изоляции Россия активизировала дипломатическую деятельность, добиваясь улучшения международной обстановки:
- на первой международной конференции с ее участием (Генуя 1921г.) было предложено всеобщее мирное урегулирование на всемирном конгрессе, созванном на основе равенства всех народов и дополнить законы и обычаи войны запрещением ее наиболее варварских форм, включая ядовитые газы;
- Женевский протокол 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств;
- Парижский пакт 1928 г. об отказе от войны как орудия национальной политики (пакт Бриана- Келлога), согласно которому война допустима только в общих интересах государства, а урегулирование всех разногласий должно осуществляться мирными средствами(как известно международное право того времени признавало войну законным инструментом национальной политики);
- Женевская конференция 1932 года по разоружению.
Однако, не смотря на принятие такого количество документов по поддержанию мира, мир катился к новой мировой войне, и многие страны не останавливались перед нарушением международного права для удовлетворения своих интересов:
- Япония, Германия и Италия выходят из Лиги Наций и совершают один акт агрессии за другим;
- Мюнхенское соглашение 1938 года между Германией, Великобританией и Францией решает судьбу Чехословакии;
- нападение СССР на Финляндию;
- нападением в 1939 г. на Польшу Германия развязывает Вторую мировую войну.
В отличие от довоенного времени, в период войны было налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции. На совещаниях антигитлеровской коалиции поимо принятия решений по координации военных усилий решались и вопросы послевоенного устройства, имевшие серьезное значение для становления современного международного права:
- на англо-советско-американской конференции 1943 года в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей1 международной организации, основанной на принципе суверенного равенства;
- на Ялтинской конференции руководителей трех держав 1945 г. были решены многие вопросы послевоенного урегулирования (оккупация Германии и контроль над ней, послевоенное урегулирование в Европе, репарации – одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту (отличается от контрибуции – дани победителю,, которая действовала на практике до 1919г));
|
|
- на конференции Объединенных Наций в июне 1945 г. в Сан-Франциско был принят Устав ООН
В такой сложной политической и экономической обстановке происходило становление современного международного права.
Основа современного права была заложена Уставом ООН:
- в основу международного права был положен принцип сотрудничества;
- порвал с легализацией колониального угнетения;
- определил общие цели и принципы международного права, которые являются главными системообразующими факторами и т.д.
Вследствие чего:
- в международном праве появился новый институт императивных норм, т.е. таких норм, которые создаются международным сообществом в целом и от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению;
- активное формирование национальных механизмов имплементации норм международного права – фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, которая осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство.
С началом холодной войны достигнутый уровень международного сотрудничества был оставлен. Международные нормы нарушались государствами обоих враждебных лагерей (Вьетнам, Афганистан, Гренада и т.д.).
Тем не менее, развитие международного права уже не могло остановиться:
- договор 1959 г. об Антарктиде;
- Московский договор 1963 г. о запрещении испытания ядерного оружия в трех средах;
- Договор 198 г. о нераспространении ядерного оружия;
- Венская конвенция о дипломатических конвенциях 1961 г.;
- Венская конвенция о праве договоров 1969 г.;
- Конвенция ООН 1982г. по морскому праву и т.д.
Понятие и сущность международного права
В литературе выделяют два типа правовых систем - международное право и внутреннее право государств. Они существуют независимо друг от друга, имеют как общие черты, так и специфические, присущие им как самостоятельным системам права.
|
|
Общие черты следующие: обе системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть обеспечено принудительно. И международное право, и внутригосударственное право обладают сходной структурой: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а "первичным элементом" обеих систем являются правовые нормы.
Среди отличительных черт принято выделять:
1) предмет регулирования. Предметом национального права являются отношения между субъектами национального права отдельных государств, которые ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции.
Международное право регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права, к которым относятся государства, народы, борющиеся за свою независимость, международные организации, государствоподобные формирования;
2) способ создания правовых норм. Как правило, нормы национального права создаются в результате односторонней государственно-властной деятельности, в то время как нормы международного права создаются его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения;
3) источники права. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д., в то время как международно-правовые нормы выражаются в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций;
4) субъекты права. Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д. К субъектам международного права относятся адресаты международно-правовых норм и их создатели.
Итак, международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.
155. Понятие и виды субъектов международного права
Субъект международного права — это независимый участник международных отношений, обладающий соответствующими правами и обязанностями, вытекающими для него из международных договоров и соглашений и несущий международно-правовую ответственность за их неисполнение или нарушение.
Основными субъекты – государства, нации, борющиеся за свою независимость и международные (межгосударственные организации). Они обладают всеми элементами международной правосубъектности (право заключать международные договоры, быть членами международных организаций, участвовать в работе международных конференций).
Категорию основных (первичных) субъектов составляют прежде всего и главным образом государства, обладающие государственным суверенитетом и приобретающие в силу своего возникновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую всеобъемлющий характер.
Категория производных (вторичных) субъектов — это преимущественно международные межправительственные организации. Специфика их юридической природы выражается, во первых, в том, что они порождены — именно как субъекты международного права — волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте (следовательно, их правосубъектность является производной, обусловленной), а во-вторых, в том, что содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в точном соответствии с предназначением и функциями каждой организации (таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализированной). С некоторыми оговорками к этой же категории принято относить так называемые государствоподобные образования, т. е. особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом.
Имеется достаточно оснований для разграничения в международно-правовой системе правосоздающих субъектов и правоприменяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничиваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменяющие, ибо тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм, и 2) субъекты только правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью. Кстати, подобное положение существует и во внутригосударственном праве. К первой категории относятся государства, международные организации, в меньшей мере — государствоподобные образования и борющиеся нации; ко второй — индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации.
Иначе говоря, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы. После разработки, подписания и вступления в силу международного договора к его выполнению и к обеспечению его выполнения — наряду с органами и должностными лицами, участвовавшими в процессе заключения договора, — подключаются органы и должностные лица, функции которых так или иначе связаны с предметом договорной регламентации. Если учесть и других участников правоприменительного процесса, названных выше, то можно констатировать, что договор действует и вне системы государственной власти.
156. Театр войны и участники войны. — это территория воюющих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых ведутся военные действия. Запрещается использовать в качестве театра войны территорию нейтральных государств.