Для обеспечения безопасности плавания и использования оружия необходимо на любой момент времени знать точное место корабля.
Для этого требуется вести непрерывный учет движения корабля по водной поверхности, т. е. вести счисление пути.
Сущность счисления заключается в том, что от известного исходного места на морской навигационной карте прокладываются направления движения корабля и пройденные по ним расстояния с целью получения места корабля на любой заданный момент времени.
Счисление пути ведется по приборам:
— с помощью компасов определяется направление движения корабля;
— с помощью лагов определяются пройденное кораблем расстояние и скорость движения корабля.
В отдельных случаях скорость движения корабля определяется по числу оборотов гребных винтов, а пройденное расстояние — по скорости и времени.
Кроме того, при счислении учитывается влияние на корабль ветра и течения, которые вызывают снос корабля с линии истинного курса, ускоряют или замедляют его движение.
|
|
Таким образом, под счислением пути корабля будем понимать совокупность всех графических работ на карте, выполняемых для получения места на заданный момент времени по показаниям компаса, лага и морских часов.
Место корабля, полученное по счислению, называется счисли-мым местом.
Счисление пути корабля должно быть непрерывным, т. е. выполняться от начала и до конца плавания, простым для выполнения, наглядным и точным.
Счисление пути корабля может выполняться двумя способами: графическим и аналитическим.
Графический способ предусматривает прокладку линии пути корабля-и пройденного по нему расстояния, учет циркуляции, сноса от ветра и течения путем графических построений на карте.
Аналитический способ предусматривает расчет координат места корабля на заданный момент времени по специальным формулам с последующим нанесением места на карту.
Графический и аналитический способы счисления.могут выполняться вручную и автоматически.
При ведении счисления вручную весь объем графических построений и расчетов выполняется штурманом с помощью прокладочного инструмента с использованием различных таблиц и других пособий.
Автоматическое счисление ведется специальными приборами — автосчислителями и автопрокладчиками, которые, работая по показаниям гирокомпаса и лага, автоматически прокладывают линию пути корабля на карте.
Одновременно с прокладкой линии пути корабля на карте производится непрерывный расчет счислимых координат.
Основным способом счисления является пока графическое счисление, выполняемое штурманом вручную. Оно имеет хорошую наглядность, позволяет контролировать движение корабля и следить за его положением относительно окружающих его объектов. С увеличением скоростей плавания, усложнением маневрирования и появлением на кораблях вычислительной техники основным способом счисления в скором времени станет автоматическое счисление.
Ручное географическое счисление с учетом циркуляции, с учетом дрейфа и с учетом течения.