Дрейфром при счислений называется отклонение направления движения корабля от направлении линии курса под воздействием ветра и вызванного им давления.
Рn
V Vл
N
ИК
α
Vдр V
Взаимное действие векторов скорости корабля Vл и скорости дрейфа Vдр приводит к появлению результирующего вектора V, который составляет угол α с диаметральной плоскостью корабля. Он направлен по линии фактического перемещения корабля называемого линией пути при дрейфе.
Угол α между линией истинного курса и линии пути при дрейфе обусловлены влиянием ветра называемого углом дрейфа.
Угол между северной частью истинного меридиана и линией пути по которому перемещается корабль с учетом дрейфа называется путевым углом при дрейфе.
ПУ α = ИК+ α (1)
Угол дрейфа положительный (+), если ветер дует в левый борт, и отрицательный (-), если ветер дует в правый борт.
Фактическое перемещение корабля осуществляется по линией пути, а диаметральная плоскость его направлена по линии истинного курса.
|
|
Угол дрейфа зависит от скорости корабля, курсового угла и скорости кажущегося ветра. Направление ветра принята принимать от куда он дует. Ветер дует в компас.
Относительный лаг учитывает изменение скорости от ветра. Поэтому учет дрейфа сводится к учету угла дрейфа.
Методика счисления координат корабля с учетом дрейфа.
Существует 2 способа счисления пути корабля при угле дрейфа более 50.
- прямая задача
- обратная задача.
Прямая задача состоит в расчете пути при заданном истинном курсе.
КК=68,00(0,00) α=+8,00
1. При решении прямой задачи от исходной точки прокладывается линия ИК, указывающее направление диаметральной плоскости корабля.
2. По таблицам или по данным дрейфомера определить угол дрейфа и приписать ему знак в зависимости от того в какой борт он дует.
По формуле 1 рассчитать путевой угол с учетом дрейфа и положить его на карте. Над линией пути делается надпись в соответствии с ПШС-27.
Обратная задача рассчитывает компасный курс по заданной линии пути.
1. От исходной точки на карте проводится заданная линия пути с учетом дрейфа.
2. Определяется величина и знак угла дрейфа.
3. Рассчитывается ИК корабля по формуле 1.
4. Рассчитывается КК корабля, обеспечивающий фактическое перемещение корабля по линии пути с учетом дрейфа.
КК=ИК-ΔГК
Счисление пути корабля с учетом течения.
Горизонтальное перемещение масс воды называется течением.
Элементы течения:
- скорость (уз)
- направление (град).