Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г. основные положения этого принципа состоят в следующем.
Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями УставаООН.
Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь ООН в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа с тем, чтобы:
a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами, и
b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу ООН.
|
|
Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.
Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава.
Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет по Уставу статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею; такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.
Однако ничто в приведенных положениях не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.
|
|
Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.
Как уже указывалось в гл. I применительно к субъектам международного права, народы являются особыми, специальными его субъектами, субъектами международных правомочий, вытекающих из положений принципа самоопределения. Иначе говоря, речь идет о взаимоотношениях между народами и государствами.
Однако понятие «народ» в международно-правовых актах не определено. И, очевидно, в общем виде определить его весьма сложно.
Тем не менее можно, видимо, утверждать, что в данном случае «народ» — понятие территориального характера. Это совокупность постоянно проживающих на данной территории людей, независимо от различий между ними расового, этнического, религиозного или иного характера.
Еще недавно говорилось, в частности в изложении рассматриваемого принципа, о самоопределении прежде всего народов зависимых территорий, которые долгое время боролись за свое независимое существование, часто и с оружием в руках, преодолевая упорное сопротивление империалистических колониальных держав.
Устав ООН, провозгласив принцип равноправия и самоопределения всех народов, в то же время содержал в гл. XI Декларацию в отношении несамоуправляющихся территорий, а в гл. XII предусматривал международную систему опеки, т.е. существование «территорий под опекой». Это отражало компромисс между силами социального прогресса и силами, стремившимися сохранить позорную систему колониализма. Лишь в 1960 г. на Генеральной Ассамблее удалось принять историческую Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Но к моменту принятия Декларации о принципах международного права 1970 г. зависимые территории еще продолжали существовать.
Ныне же, когда с колониализмом в принципе покончено, о самоопределившихся или о самоопределяющихся народах следует говорить лишь применительно к народам существующих суверенных государств.
Во-первых, народ любого государства вправе самостоятельно, без какого-либо вмешательства или давления извне решать, поддерживать ли существующий в государстве социальный строй или любое иное устройство государства или требовать их изменения, выражая свою волю путем голосования или любыми иными возможными способами вплоть до восстания и революции.
Во-вторых, территориальные изменения во взаимоотношениях между государствами — передача части территории другому государству, объединение государств в едином государстве, отделение от государства части территорий и образование на ней самостоятельного государства или разъединение государства на два или несколько независимых государств — должны осуществляться только в соответствии со свободно выраженной волей соответствующего государства или государств, а также с должным учетом других основных принципов современного международного права.
Таковы общепризнанные основные принципы действующего общего международного права и их нормативное содержание и основополагающее значение.
* * *
В связи с вышеизложенным целесообразно рассмотреть, основные принципы международного права так, как они изложены в Декларации принципов СБСЕ.
В Декларации изложены десять таких принципов. Семь из них соответствуют основным принципам международного права Декларации 1970 г. Однако в Декларации принципов СБСЕ обозначены еще три принципа, а именно: принцип нерушимости границ государств-участников, принцип территориальной целостности государств и принцип уважения прав человека и основных свобод.
|
|
Но положения принципов нерушимости границ и территориальной целостности государств мало что добавляют к требованиям относительно взаимного уважения государствами существующих международных границ и территориальной целостности друг друга, как они изложены в Декларации о принципах международного права 1970 г.
В качестве якобы новеллы в Декларации принципов СБСЕ фигурирует принцип уважения прав человека и основных свобод.
В контексте этого принципа государства — участники СБСЕ заявили, что они будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений для всех без различия расы, пола, языка и религии; будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод; будут уважать свободу личности исповедывать, единолично или совместно с другими, религию; или веру; будут уважать права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, на равенство перед законом; признают всеобщее значение прав человека и основных свобод; будут постоянно уважать эти права в своих взаимоотношениях; будут действовать в области прав человека и основных свобод в соответствии с целями и принципами Устава ООН и с Всеобщей декларацией прав человека. Наконец, они также заявили, что будут выполнять свои обязательства, как они установлены в международных декларациях и соглашениях в этой области, включая Международные пакты о правах человека, если они ими связаны.
Спрашивается, есть ли что-либо конкретное в изложении этого принципа в Декларации принципов СБСЕ по сравнению с уже существовавшими обязательствами государств в области прав человека и основных свобод по Уставу ООН и другим международным соглашениям? Вполне очевидно, что единственным таким конкретным положением является отсылка к пактам о правах человека в случаях, когда государства — участники Заключительного акта СБСЕ ими связаны. В остальном же это общие декларации, не содержащие конкретных международных обязательств.
|
|
По Уставу ООН государства обязались осуществлять международное сотрудничество «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п. 3 ст. 1), а также содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод...» (п. «с» ст. 55) и предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с ООН для достижения этой цели (ст. 56).
Но это лишь провозглашение общей цели сотрудничества между членами международного сообщества государств и не более того. Чтобы такие обязательства приобрели юридическую силу конкретных обязательств всех государств относительно основных прав и свобод человека, они должны быть точно обозначены (перечислены), должно быть сформулировано их конкретное юридическое содержание и указаны механизмы контроля за их соблюдением.
По общему международному праву, в частности в силу его общепризнанных обычноправовых норм, такие международные обязательства государств действительно существуют, но они касаются не основных прав и свобод человека вообще, а лишь некоторых из них, точнее тех, которые главным образом имеют основополагающее значение для защиты человеческой личности. И нарушение таких международных обязательств рассматривается международным сообществом государств как международное преступление данного государства со всеми вытекающими для него неблагоприятными юридическими последствиями.
Такими международными обязательствами по общему международному праву являются, в частности, обязательства, запрещающие рабство, геноцид и апартеид. Подробнее об этом будет говориться в главе о международной ответственности государств. Здесь же добавим следующее.
Государства в своих взаимоотношениях могут и действительно берут на себя в силу обычноправовых или конвенционных норм международные обязательства соблюдать в своем внутреннем порядке или правопорядке определенные права и свободы всех или некоторых находящихся на их территории физических и юридических лиц. Это международные обязательства государств в пользу тех или иных субъектов их внутригосударственного правопорядка, подлежащие осуществлению именно в национальном праве данного обязанного государства. Субъектами же таких международных обязательств являются только государства - участники соответствующего соглашения (обычноправовой или конвенционной нормы). Субъекты же внутригосударственного права могут обращаться в международные инстанции в целях содействия защите предусмотренных международно-правовыми нормами их прав только при наличии явно выраженного на то согласия государства, на территории которого они находятся, и на условиях такого согласия (обычно после исчерпания соответствующих внутригосударственных возможностей).
Более конкретно международные обязательства государств в пользу индивидов (физических лиц) по общему международному праву существуют, в частности, как обязательства, запрещающие дискриминацию человека в силу любых различий между людьми, запрещающие рабство, геноцид, апартеид и иные преступные действия государств, умаляющие достоинство человеческой личности, а также обязательства об определенном достойном обращении с иностранцами (и апатридами).
Что же касается других основных прав и свобод человека, то международно - правовое развитие идет по пути заключения соответствующих общих (универсальных) международных конвенций, четко устанавливающих международные обязательства их участников и механизмы контроля государств-участников за соблюдением установленных обязательств.
В числе таких актов Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а также более 40 других международных универсальных договоров.
Однако западные страны, являвшиеся в недалеком прошлом колониальными державами, как правило, не участвуют в Пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также во многих других универсальных договорах о правах человека. В то же время они грубейшим образом вмешиваются во внутренние дела других государств, требуя от них соблюдения международных обязательств о правах человека, соблюдением которых они себя отнюдь не обременяют.
Такова подлинная картина защиты основных прав и свобод человека в соответствии с современным международным правом.