В зарубежных странах создана разветвленная система органов управления публичной службой. Прежде всего это общеполитические органы, решающие стратегические вопросы организации и функционирования публичной службы. Создаются также специализированные органы управления, призванные координировать управление публичной службой в стране и претворять в жизнь решения общеполитических органов. Кроме того, полномочиями по управлению публичными служащими наделяются общие отраслевые и функциональные органы публичной администрации - министерства и ведомства.
Высшее общеполитическое руководство публичной службой, как правило, осуществляет глава исполнительной власти — глава государства или премьер-министр. Президенту или монарху всегда предоставляются исключительные полномочия по назначению и смещению определенных категорий высших публичных служащих. Он вправе также участвовать в выработке стратегических решений, в контроле и координации деятельности органов управления публичной службой. В странах парламентских форм правления эти функции от имени главы государства фактически исполняет премьер-министр.
|
|
Общая политика государства по отношению к публичной службе вырабатывается при непосредственном участии парламента, который законодательно устанавливает статус публичной службы и ее отдельных видов. Ежегодно принимая бюджет, парламент определяет размеры публичного сектора и во многих случаях - структуру публичной службы. Роль парламента в руководстве публичной службой наиболее велика в странах англосаксонской правовой семьи.
К числу общеполитических органов руководства публичной службой следует отнести также и правительство, воплощающее в конкретные управленческие программы предписания законов и указания главы исполнительной власти.
Наряду с общеполитическими органами создаются и специализированные органы управления публичной службой - министерства, департаменты, директораты, управления, советы, комиссии.
В странах континентальной правовой семьи специализированные органы управления публичной службой включаются в систему исполнительной власти и, как правило, находятся в подчинении правительства. В странах англосаксонской системы в руководстве публичной службой могут участвовать органы, формально независимые от исполнительной власти и подчиненные парламенту.
В странах континентальной правовой семьи специализированные органы управления публичной службой нередко находятся в непосредственном подчинении правительства. Так, в Польше Глава гражданской службы и Совет гражданской службы работают в составе правительственной администрации. Во многих странах создаются и соответствующие министерства. Так, в Италии Министерство публичной службы (департамент, созданный при Бюро Совета министров) ведет реестр государственных служащих и итальянских граждан- служащих международных организаций; определяет общие направления деятельности публичной службы, координирует организацию и деятельность различных видов публичных служб.
|
|
Основные полномочия по непосредственному руководству и управлению публичными служащими передаются отраслевым министрам. Они отвечают за подбор кадров, их расстановку, продвижение, имеют право наложения дисциплинарных взысканий вплоть до увольнения.
В странах англосаксонской системы традиционно главную роль в управлении гражданской службой играл орган, создаваемый парламентом и ответственный перед ним - Комиссия по делам гражданской службы (Civil Service Commission). Комиссия регламентировала правила набора, продвижения и ответственности гражданских служащих, а также сама проводила набор на гражданскую службу, решала наиболее важные вопросы продвижения по службе отдельных категорий служащих, рассматривала наиболее сложные дисциплинарные дела. Ни один министр не мог принять служащего в штат, если кандидат не получал одобрения Комиссии по делам гражданской службы.
В последние десятилетия механизм управления гражданской службой во многих англосаксонских странах изменен. Комиссии по делам гражданской службы либо трансформированы, либо ликвидированы, и главными органами управления гражданской службой стали органы исполнительной власти.
Во второй половине XX в. функции управления публичной службой все в большей степени стали передаваться согласительным органам, формируемым на паритетных началах из представителей администрации и работников. Так, в Бельгии представители профсоюзного объединения входят в состав согласительной комиссии, наблюдающей за ходом экзаменов при приеме на работу.
26. Документационное обеспечение государственной службы.
Нормативно-правовую базу делопроизводства в России составляет совокупность законодательных актов РФ, нормативно-методических документов, государственных стандартов, регламентирующих вопросы создания, технологию обработки и хранения деловых документов, а также регулирующих работу служб документационного обеспечения управления, организаций всех форм собственности. Первостепенное значение для оформления документов:
▪ Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ).
▪ Типовая Инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.
▪ ГОСТ Р 6.30-2003 УСД. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.