Органы управления публичной службой

В зарубежных странах создана разветвленная система органов управления публичной службой. Прежде всего это общеполитические органы, решающие стратегические вопросы организации и функцио­нирования публичной службы. Создаются также специализированные ор­ганы управления, призванные координировать управление публичной службой в стране и претворять в жизнь решения общеполитических орга­нов. Кроме того, полномочиями по управлению публичными служащими наделяются общие отраслевые и функциональные органы публичной адми­нистрации - министерства и ведомства.

Высшее общеполитическое руководство публичной службой, как пра­вило, осуществляет глава исполнительной власти — глава государства или премьер-министр. Президенту или монарху всегда предоставляются ис­ключительные полномочия по назначению и смещению определенных ка­тегорий высших публичных служащих. Он вправе также участвовать в вы­работке стратегических решений, в контроле и координации деятельности органов управления публичной службой. В странах парламентских форм правления эти функции от имени главы государства фактически исполняет премьер-министр.

Общая политика государства по отношению к публичной службе выра­батывается при непосредственном участии парламента, который законода­тельно устанавливает статус публичной службы и ее отдельных видов. Ежегодно принимая бюджет, парламент определяет размеры публичного сектора и во многих случаях - структуру публичной службы. Роль парла­мента в руководстве публичной службой наиболее велика в странах англо­саксонской правовой семьи.

К числу общеполитических органов руководства публичной службой следует отнести также и правительство, воплощающее в конкретные управленческие программы предписания законов и указания главы испол­нительной власти.

Наряду с общеполитическими органами создаются и специализиро­ванные органы управления публичной службой - министерства, депар­таменты, директораты, управления, советы, комиссии.

В странах континентальной правовой семьи специализированные орга­ны управления публичной службой включаются в систему исполнительной власти и, как правило, находятся в подчинении правительства. В странах англосаксонской системы в руководстве публичной службой могут участ­вовать органы, формально независимые от исполнительной власти и под­чиненные парламенту.

В странах континентальной правовой семьи специализированные ор­ганы управления публичной службой нередко находятся в непосредствен­ном подчинении правительства. Так, в Польше Глава гражданской службы и Совет гражданской службы работают в составе правительственной ад­министрации. Во многих странах создаются и соответствующие министер­ства. Так, в Италии Министерство публичной службы (департамент, соз­данный при Бюро Совета министров) ведет реестр государственных слу­жащих и итальянских граждан- служащих международных организаций; определяет общие направления деятельности публичной службы, коорди­нирует организацию и деятельность различных видов публичных служб.

Основные полномочия по непосредственному руководству и управле­нию публичными служащими передаются отраслевым министрам. Они отвечают за подбор кадров, их расстановку, продвижение, имеют право наложения дисциплинарных взысканий вплоть до увольнения.

В странах англосаксонской системы традиционно главную роль в управлении гражданской службой играл орган, создаваемый парламентом и ответственный перед ним - Комиссия по делам гражданской службы (Civil Service Commission). Комиссия регламентировала правила набора, продви­жения и ответственности гражданских служащих, а также сама проводила набор на гражданскую службу, решала наиболее важные вопросы продви­жения по службе отдельных категорий служащих, рассматривала наиболее сложные дисциплинарные дела. Ни один министр не мог принять служаще­го в штат, если кандидат не получал одобрения Комиссии по делам граж­данской службы.

В последние десятилетия механизм управления гражданской службой во многих англосаксонских странах изменен. Комиссии по делам граждан­ской службы либо трансформированы, либо ликвидированы, и главными органами управления гражданской службой стали органы исполнительной власти.

Во второй половине XX в. функции управления публичной службой все в большей степени стали передаваться согласительным органам, форми­руемым на паритетных началах из представителей администрации и работников. Так, в Бельгии представители профсоюзного объединения входят в состав согласительной комиссии, наблюдающей за ходом экзаменов при приеме на работу.

26. Документационное обеспечение государственной службы.

Нормативно-правовую базу делопроизводства в России составляет совокупность законодательных актов РФ, нормативно-методических документов, государственных стандартов, регламентирующих вопросы создания, технологию обработки и хранения деловых документов, а также регулирующих работу служб документационного обеспечения управления, организаций всех форм собственности. Первостепенное значение для оформления документов:

▪ Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ).

▪ Типовая Инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

▪ ГОСТ Р 6.30-2003 УСД. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: