Консультирование – направление профессиональной деятельности социальных работников, цель которого заключается в содействии гражданам реализации их законных прав и интересов.
Социальное консультирование – особая форма оказания социальной помощи путем психологического воздействия на человека или группу людей в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров.
Принципы консультирования:
1. Уважение человеческого достоинства.
2. Добровольная основа.
3. Конфиденциальность.
4. Конструктивное взаимодействие с клиентом.
5. Целенаправленность.
Этапы консультирования:
1. Подготовительный этап – сбор первичной информации о клиенте и его проблемах, выбор методов взаимодействия.
2. Основной этап – преодоление проблемы клиента и закрепление у него конструктивной модели поведения.
3. Заключительный этап – осмысление и оформление результатов консультации.
Формы консультирования: очная, по телефону, на дому, в форме выездных мероприятий.
|
|
Задачи социального работника в процессе консультации: изучение личности клиента, сути проблемы, определение ресурсов для решения проблемы, определение цели, алгоритма действий, осознание клиентом причин возникновения проблемы, обучение клиента способам предупреждения подобных проблем.
Классификация:
1. По количеству участников – индивидуальные и групповые.
2. По характеру решаемых задач – информирующие, развивающие, корректирующие, проблемно-ориентированные.
2 вида консультирования:
1. Семейное – целенаправленное воздействие на семью и ее членов с целью восстановления оптимизации её функционирования и совершенствования отношений между членами семьи, создание благоприятных внутрисемейных условий. Цель СК – оказание помощи семье в различных конфликтах, профилактика их появления.
2. Управленческое консультирование – разновидность профессиональной деятельности по совершенствованию управления, централизованным звеном которой является экспертная помощь руководителя в решении проблем управления.