Работа в парах

1. Статическая пара – для работы объединяются учащиеся, сидящие за одной партой.

2. Динамическая пара – для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами.

3. Вариационная пара – в группе из 4-х человек каждый работает то с одним, то с другим, при этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.

Формам организации познавательной деятельности принадлежит особое место в реализации воспитательной функции урока. Главный источник их воспитательной

2,2 5.4. Воспитание личности в коллективе

В современных концепциях развития отечественного образования все отчетливее оформляется понимание значения образования как механизма, поддерживающего проявление индивидуальности личности в социальной системе.
Ребенок в коллективной деятельности и общении выражает себя в двух ипостасях: как личность (социальный человек, осознающий свою позицию в обществе) и как индивидуальность (как уникальная и самобытная личность). Воспитание коллектива организуется для самоопределения личности воспитанников, для раскрытия ими своей индивидуальности. На первом этапе развития коллектива решение этой задачи невозможно, так как коллектив еще не оформился во всех своих воспитательных механизмах и функциях, на втором этапе возможность проявить свою индивидуальность на пользу коллектива получают, главным образом, члены актива, отдельные яркие индивидуальности. И только на третьем этапе зрелый коллектив обладает необычайной человеческой привлекательностью для каждого его члена: в нем "легко дышится", в нем увлекательно действовать и интересно общаться., В нем царит свобода морального выбора и личной ответственности, вера в свои силы и уважение к товарищам и воспитателям.
В педагогическом сознании до сих пор живучи убеждения, что коллектив - форма достижения тоталитарных целей коммунистического воспитания, что коллектив нивелирует личность, манипулирует ее сознанием, подавляет особенно яркие индивидуальности, добиваясь их "усреднения". Большим педагогическим заблуждением является и стремление противопоставлять "коллективизм" и "индивидуализм", считать, что быть коллективистом - хорошо, а быть индивидуалистом - плохо (или наоборот).
В. М. Бехтереву (1857-1927), великому русскому психофизиологу и автору работы "Коллективная рефлексология", принадлежит утверждение, что индивиду чаще, чем группе, мы обязаны инициативой и изобретениями, но нельзя при этом не замечать, что индивидуальный гений - продукт общества, олицетворяющий собой синтез коллективной работы. Индивидуальность личности без коллектива состояться не может!
Для воспитания личности в коллективе воспитателю необходимо сосредоточить свои педагогические усилия в трех главных направлениях коллективной жизни воспитанников:
1) личностном самоутверждении в коллективной деятельности и общении;
2) освоении взрослых форм общения и деятельности;
3) открытии себя как личности и индивидуальности.
1. Личностное самоутверждение в коллективной деятельности и общении
Коллектив и личность взаимодействуют, неизбежно испытывая противоречия. Именно эти противоречия становятся движущей силой взаимного развития. Например, важным способом организации коллективной деятельности является поручение, которое дает и контролирует воспитатель или актив. Но индивидуальность воспитанника всегда проявляется в стремлении к творческой инициативе при выполнении поручения.
Развитие коллектива должно сохранять и оберегать внутреннюю свободу личности, ее право на инициативу: без этого невозможно осуществление нравственного выбора, а значит, и самоопределения. Природа коллективного воспитания в том и состоит, чтобы совершенно разные дети, разные индивидуальности нашли в совместной деятельности общие ценности, настроились на общие цели и добровольно, искренне объединили свои силы, способности, индивидуальные достижения и личностные ресурсы.
Коллектив помогает каждому воспитаннику найти свой собственный путь в жизни, самоопределиться. Человек способен вступать в контакт с обществом, то есть проявлять себя как личность, не только адаптируясь к его требованиям, но и сопротивляясь им, преобразуя обстоятельства и себя.
В процессе гармонизации отношений личности и коллектива происходит развитие индивидуальности. Эта возможность возникает, когда в формальной структуре коллектива воспитателем выстроена такая система отношений, которая создает условия для самоопределения и самосовершенствования членов коллектива. Тогда воспитанник осознает себя субъектом коллективной деятельности: он живет с убеждением, что здесь всем необходим, и осознает ценность коллективной деятельности для самого себя.

2,3 Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в

том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, в

раскрытии и развитии лучших качеств и свойств.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей м.б. успешной,

если все положительно настроены на совместную работу действуют сообща,

осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и

организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с

помощью специальных методик и составления про грамм его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть

дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковое, надо

ориентироваться на потребности, особенности родителей, особенности

семейно го воспитания.

Основными формами работы классного руководителя с семьёй являются

групповые и индивидуальные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: