Масштабы проблемы

Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой с серьезными пожизненными последствиями. Несмотря на то, что недавно были проведены исследования в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода, многих данных до сих пор не хватает.

Жестокое обращение с детьми представляет собой сложную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемого исследовательского метода. Оценки зависят от следующих аспектов:

· применяемые определения жестокого обращения с детьми;

· изучаемый тип жестокого обращения с детьми;

· статистический охват и качество официальных статистических данных;

· охват и качество обследований, при которых требуются отчеты самих жертв, родителей или воспитателей.

Тем не менее международные исследования показывают, что одна четверть всех взрослых подвергались в детстве физическому насилию, и что 1 из 5 женщин и 1 из 13 мужчин подвергались в детстве актам сексуального надругательства.

64, воспитание приемных детей с отклонениями в развитии в семье

К сожалению, никто не застрахован от воспитания детей с отклонениями в развитии. К таким детям необходим специфический подход, ведь это особенные дети. Такие дети страдают врожденными дефектами, а иногда после неправильных прививок, дети отстают в своем развитии.

Родители остаются сам на сам с больным ребенком, если не желают отдать его в специализированные учреждения. Семейное воспитание детей занимает не последнюю роль в развитии детей. При правильном подходе и воспитании малышей некоторые дефекты можно устранить полностью, а с некоторыми можно научиться полноценно жить. В настоящее время разрабатывают элементы педагогики, которые включают в себя разделы специальной литературы, которые обучают родителей, занимающихся с такими малышами. Сейчас появляются новые методики и подходы к воспитанию детей, которые имеют проблемы в развитии. Самое важное поставить правильный диагноз у таких детей, чем быстрее будет поставлен диагноз, тем больше шансов, что это не отразится в будущем на психическом состоянии ребенка. Если родители заметят проблемы со слухом, то своевременная установка слухового аппарата, позволяет полноценно развиваться ребенку.

При воспитании ребенка родители должны помнить, что если во время первых дней развития ребеночек не получает ласки от родителей, с ним не разговаривают и не берут его на руки то со временем такое дитя будет отставать в развитии. Примером такому случаю, могут быть брошенные дети, которые не познали материнской ласки. Такие дети отстают в физиологическом и психологическом развитии.

Малышу будет трудно усваивать новый материал в школе, принимать решения во взрослой жизни. С такой проблемой сталкиваются приемные родители, когда берут детей из детских домов. Ведь множество детей, которые были с отклонениями в развитии благодаря любви и воспитанию становились полноценными людьми. Это подчеркивает важность помощи специалистов людям, которые готовы к семейному воспитанию детей с отклонениями в развитии.

65, Семейный алкоголизм

Семейный алкоголизм является одной из острых проблем в области наркологии. Ведь подобная форма пьянства отражается не только на обоих супругах и отношениях между ними, но она заставляет страдать также детей, формируя в них жизненную агрессию и неустроенность. Помимо всего, дети в таких семьях, как правило, уже в раннем возрасте начинают злоупотреблять спиртным.

Семейный алкоголизм разрушает все сферы жизнедеятельности человека – физическое, психическое здоровье, отношения сексуального и личностного характера, а также и общественную жизнь в целом. В лечении семейного алкоголизма наблюдаются значительно большие риски срыва, так как срыв одного супруга может стать главной причиной запоев второго.

Специалисты отмечают несколько типов семейного алкоголизма:

• вступающие в брак люди уже болеют зависимостью;

• зависимость супругов развивается в семейной жизни.

Также существует несколько моделей семей, в которых оба супруга страдают алкоголизмом:

1. Алкогольно-социопатическая – формирование такой модели происходит на фоне предрасположенности к злоупотреблению алкоголем у обоих супругов. Такие семьи отличаются групповыми пьянками, небрежным состоянием квартиры и со временем, жилье походит больше на притон. Уже по истечению 5-10 лет, оба супруга не могут справляться ни с одной из обязанностей, возложенных на них как на супругов и родителей.

2. Алкогольно-невротическая – такая модель семьи характерна в тех случаях, когда один из супругов выступает зависимым, а второй, от собственного отчаяния и безысходности также начинает пить. В таких моделях алкоголизм формируется на почве постоянного снятия напряжения в отношениях межличностного характера.

3. Алкогольно-олигофреноподобная – подобная модель свойственна тем семьям, в которых недоразвитыми являются практически все сферы жизнедеятельности. Как правило, это – низкий социальный статус и уровень образования супругов, отсутствие значимых жизненных ценностей. Поэтому алкоголизм в таких семьях возникает в силу того, что супругов более ничто не интересует.

Семейный союз, где оба супруга страдают зависимостью от алкоголя – дисфункционален (семья не может выполнять свои основные функции). На фоне постоянного недостатка денег, заботы и общения, особенно в периоды похмелья, супруги агрессивны не только один к другому, но и к своим детям.

76, методы изучения семьи
Ведущая роль (особенно на первой встрече) отводится получению информации, заключенной в словесных сообщениях членов семьи - опросу. На разных этапах сбора информации опрос может быть проведен в форме анкетирования, беседы, интервью. В результате определяются приоритетные направления изучения семейных отношений и необходимость тестирования.

Нередко в ходе изучения семейных отношений прибегают к анализу продуктов деятельности членов семьи (дневников, писем, стихов, картин и т. п.). Для этого определяется критерий (тема, содержание, количество незаконченных предложений и т. п.), затем подсчитывается частота встречаемости критерия и производится содержательная интерпретация результатов. Например, как часто в своем дневнике девушка упоминает отца, с которым мать находится в разводе? В положительном или отрицательном контексте? О чем это может свидетельствовать?

Иногда в процессе диагностики специалисты практикуют активное вмешательство в жизнедеятельность семьи с целью создания условий, в которых выявляется ранее скрытый факт, то есть проводят эксперимент. Психолог сознательно создает ситуацию, провоцирующую проявление каких-либо особых свойств членов семьи. При этом на разных этапах сбора анамнеза используют разные формы эксперимента: естественный, лабораторный (характерна строгая стандартизация условий), формирующий (внедрение в практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают в ходе нововведений). Последний вид эксперимента обычно используется в коррекционной и профилактической работе и очень редко в диагностической.

В последнее время все более широкое распространение в процессе социально-психологического изучения семьи получило моделирование, то есть построение модели изучаемого объекта, явления. Модель - это копия изучаемого явления в каком-либо аспекте, это редукция (упрощение) объекта. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа. Основное предназначение модели - выделить самое главное в системе семейных отношений и определить системно взаимосвязан­ные факторы, определяющие функционирование семьи.

Под тестированием понимается метод диагностики, для которого характерен акцент на измерении некоторой психологической переменной (то есть ее численное представление). Тест представляет собой краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем уровня совершенства не­которых психологических функций. Это объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.

78 теория семейного воспитания

Теория семейного кризиса основана на представлениях, что на­личие ребенка с отклонениями в развитии является единствен­ной проблемой существования такой семьи. В рамках плюрали­стической семейной модели влияние особого ребенка на семью рассматривается лишь как один из элементов, с которым при­ходится считаться при организации семейной жизни. В такой семье есть и другие проблемы: родители должны зарабатывать на жизнь и откликаться на потребности других членов семьи, т. е. семья должна обеспечить нормальное существование всем своим членам.

При планировании помощи следует учитывать трудности, которые семья испытывает, обеспечивая свои неординарные нужды. Родители обычно не в состоянии правильно оценивать сте­пень проблем в развитии ребенка. Некоторые родители в борьбе с трудностями предпочитают опираться только на свои силы, замыкаются, отгораживаются от мира. Другим семьям удается поддерживать контакты со многими другими семьями. При этом каждый член семьи находит возможность заниматься ин­тересующей его общественной деятельностью. Следует иметь в виду, что даже простые вещи могут вызы­вать большие трудности в семьях, имеющих, например, детей с глубокой умственной отсталостью. Родители могут нуждаться в помощи друзей, родственников, чтобы выжить физически и психически. Им нужна надежная, доступная, регулярная, не­формальная помощь, облегчающая семейный стресс.

79 ребенок с нарушением интеллекта в семье

Главное условие для благоприятного развития ребёнка с нарушением интеллекта – правильная организация его семейного воспитания.

Роль родителей умственно отсталых детей трудно переоценить и в том случае, если ребёнок живёт дома, и тогда, когда он помещён в специальный детский дом. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умения. Воспитание глубоко умственно отсталого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя, поскольку ребёнок из требующего постоянной опеки и ухода существа, в какой – то мере деспота, становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человечком и даже в меру своих сил помощником родителей.

В семье ребёнка можно обучить многому: обслуживанию себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми. Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, - любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий

Применение адекватных программ и методов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, - важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач.

13, концепция нормализации семейной жизни

Плюралистическая модель семьи изменила отношение к кон­цепции семейного кризиса. Модель плохой адаптации была за­менена на модель конфронтации. В прежних моделях семьи рассматривалось, как наличие ребенка с проблемами приводи­ло к семейному кризису. Плюралистическая модель семьи кон­центрирует свое внимание на том, как семья должна действо­вать, каковы должны быть методы, чтобы защитить своих чле­нов и сохранить подобие нормальности.

Это направление исследований базировалось на социальном движении по деинституциализации и нормализации, возник­шем в скандинавских странах и направленном на получение гражданских прав людьми с проблемами в развитии. Целью этих исследований было изучение общей стратегии организа­ции семейной жизни и способов, с помощью которых члены та­ких семей адаптируются к внешнему миру. Эта концепция и получила название «Стратегия нормализации семейной жиз­ни». Она построена на базе плюралистической модели семьи.

19,Семьи группы риска.

Внутриутробное развитие будущего ребенка начинается с момента оплодотворения женской половой'Клетки. Состояние опьянения в момент зачатия может крайне отрицательно отра­зиться на здоровье будущего ребенка, так как алкоголь опасен не только для созревающих половых клеток, но может сыграть свою «роковую роль» и в момент оплодотворения вполне нор­мальных половых клеток. Причем сила повреждающего воздей­ствия алкоголя в момент зачатия непредсказуема: могут быть как легкие нарушения, так и тяжелые органические пораже­ния различных органов и тканей будущего ребенка.

Характерными признаками АСП являются отставание в росте, нарушения со стороны ЦНС, аномалии развития лицевого черепа, конечностей, грудной клетки, почек, наружных и внутренних гениталий, пороки сердца. Задержка роста отме­чается у 95% детей с АСП. В постнатальном периоде отставание в росте сохраняется. Множественные функциональные и орга­нические нарушения ЦНС обнаруживаются у 80% детей с АСП. Они выражаются в микроцефалии, гидроцефалии, нарушении миграции нейронов и клеток глии, дисплазии мозжечка, изме­нениях ЭЭГ, нарушении координации движений, повышенной раздражительности, гиперактивности.

Весьма характерными являются дисплазии: гипоплазия се­редины лица, узкая и короткая глазная щель, микрофтальмия, низко посаженные уши, маленький курносый нос, гипоплазия верхней и нижней челюсти, аномалии развития рук, ног, сус­тавов, воронкообразная грудь.

Среди детей алкоголиков по крайней мере 29% психически больных, 5% —умственно отсталых, 8% плохо успевают в шко­ле. До девятилетнего возраста для них характерны реакции ас­тенического типа (вялость, заторможенность), которые в 10— 14 лет могут смениться патологическим развитием личности, озлобленностью, агрессивностью.

В исследовании Е. М. Мастюковой приводится точка зре­ния ряда авторов о том, что в патогенезе АСП определенную роль играет возникновение аутоиммунных реакций у матери. Известно, что антитела могут проникать через плацентарный барьер, а гематоэнцефалический барьер, по некоторым дан­ным, не полностью защищает мозг плода от аутоиммунного повреждения.

32, роль семьи в воспитании ребенка с нарушением интеллекта

Роль родителей умственно отсталых детей трудно переоценить и в том случае, если ребёнок живёт дома, и тогда, когда он помещён в специальный детский дом. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умения. Воспитание глубоко умственно отсталого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя, поскольку ребёнок из требующего постоянной опеки и ухода существа, в какой – то мере деспота, становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человечком и даже в меру своих сил помощником родителей.В семье ребёнка можно обучить многому: обслуживанию себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми. Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, - любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий. Применение адекватных программ и методов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, - важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач.

Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: