Место социологии в системе других наук об обществе: общее и особенное. Объект и предмет социологии

Социология — наука об общих и специфических закономерностях развития и функционирования конкретных социальных систем (обществ), социальных институтов и общностей, образующих структуру социальных систем, исследующая механизмы и процессы взаимодействия и взаимосвязи как внутри, так и между названными институтами и общностями, а также характер и формы проявления этих закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, институтов на основе соответствующей эмпирической информации.

Названные связи и взаимодействия можно изучать как на макроуровне для установления общих, инвариантных закономерностей развития социального мира (и тогда мы будем иметь дело с общетеоретическим уровнем социологического знания), так и на уровне конкретных, частных социальных структур и процессов (и тогда мы будем иметь дело с комплексом конкретно-социологических дисциплин, позволяющих выявлять определенные формы проявления исследуемых закономерностей).

Оба уровня социологии в качестве обязательного элемента предполагают проведение специальных исследований. Их целью является получение документальных материалов, в которых с помощью определенных методов фиксируется множество эмпирических фактов, отражающих состояние соответствующих фрагментов предметной области социального мира.

Весьма важная особенность социологии состоит в том, что получаемое на ее основе знание (даже общетеоретического уровня), как правило, в большей или меньшей степени ориентировано на его использование при решении актуальных практических проблем. Поэтому одним из важнейших критериев реальной ценности социологического знания является уровень его востребованности социальной практикой. Есть основания утверждать, что весьма определенная управленческая ориентация — тот специфический признак, который существенно выделяет социологию среди всех наук об обществе.

Таким образом, можно говорить о двух типах конечных результатов социологического исследования. Первый — достаточно традиционный, неспецифический, являющийся итогом исследования в рамках любого научного направления. Он представляет собой новое знание о какой-либо предметной области социального мира. Второй тип — это информация, полученная средствами социологии в связи с необходимостью решения какой-либо практической проблемы и включенная в структуру информационного обеспечения органа социального управления.

Отличие первого от второго состоит в том, что результаты первого типа — это чистое знание об определенном социальном феномене (например, молодежная культура, девиантное поведение, маргинализация и т.п.). Главный критерий ценности знания первого типа — принципиальная новизна. Востребованность знания этого типа социальной практикой не играет существенной роли. Для него вполне приемлемо самое общее определение информации как некоторых сведений.

Критерием ценности результатов второго типа является, прежде всего, их практическая актуальность, информативность, потенциальная возможность снижения неопределенности для структур, принимающих управленческие решения. Принципиальной новизны они могут и не содержать. Как видно, результаты второго типа представляют собой управленческую информацию.

1. В отличие от наук о природе субъект и объект исследования в социологии очень трудно (практически невозможно) отделить друг от друга. Исследователь социального мира, сам находясь в этом мире, не может быть нейтральным по отношению к объекту своего исследования. Да и объект социологического исследования

весьма нелегко отделить от сопряженных с ним социальных образований. Эта ситуация имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинство заключается в том, что субъект исследования «погружен» в реальный социальный мир, и получаемое в результате исследования знание неизбежно имеет выход на практику.

2. Предмет исследования в социологии, как правило, совпадает с актуальной социальной проблемой, а его результаты (как мы упоминали) ориентированы прежде всего на использование в практической деятельности органов управления. То есть социология в существенной своей части управленческая наука, и использование ее возможностей в практике социального управления объективно неизбежно. Именно этим объясняется ее включение в качестве источника специализированной информации в соответствующие звенья структуры и этапы управленческого цикла.

3. В социологии для обоснования содержательных выводов в ранг принципа возводится привлечение конкретного эмпирического материала. Это бесспорное достоинство также характеризует

социологию как управленческую науку.

Как писал Ядов в «Стратегии социологического исследования»: «объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а пред­метная ее область — те стороны, связи, отношения, со­ставляющие объект, которые подлежат изучению».

Объект социологии, как и других общественных наук, — социальная реальность, и потому социоло­гия — наука об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Это лишь указание на объект исследования, который совпадает с объектом других об­щественных наук, будь то история, культурология, этно­логия, политология, демография, право. Одно из возмож­ных определений социологии — это наука о целостнос­ти общественных отношений, обществе как целостном организме.

Предмет науки не может быть стабильным. Он находится в постоянном движении, развитии, как и сам процесс познания.

Предмет социологии, как он вырисовывается в классической европейской традиции, — исследова­ние целостности социального организма, его системно­сти, скрепляемой либо верованиями и нравственными ценностями, либо разумным разделением труда, об­щественно полезных функций, что обеспечивает сла­женность всей социальной организации и ради чего общество создает необходимые для его нормального функционирования институты собственности, государ­ства, права, образования, религии и др. При этом на пер­вый план выдвигается надындивидуальное в регуляции поведения человека и человеческих общностей, предме­том исследования становятся деиндивидуализирован-ные структуры социальной организации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: