Просвещение, становление профессионального театра в ХVIII в

Зарождение светского образ-я было одной из ярких черт в культурной жизни края 18в. С открытием Адмиралтейства была открыта первая «цифирная» школа(1718) В нее для обучения прин-сь дети духовенства. Обучали в ней тем дисциплинам, кот.были необходимы в адмиралтействе (мат, геометрия). Дворяне своих детей в такие школы не отдавали, а крестьянских детей не принимали. Духовенство добивалось отдельного обучения для своих детей. 1722г. вышел указ по кот через год митр.Тихон открыл шк., где обучали букварю и славянской грамоте. 1726г.собрали 70 детей церковников, такую шк. не раз закрыв-ли.из-за недостатка средств. 1732 архиеп.Илларион открыл при Зилантовом монастыре славяно-латинское училище, после преобразовано в семинарию. Уровень преподавания в ней был высок. Статус Академии она получила в 1797г и просущ-ла до 1918г.

1758г. открыта первая в России провинциальная гимназия для обучения сыновей дворян и разночинцев. Находилась в ведении Моск.университета. Первым директором стал М.Веревкин (за ним была инициатива в преподавании в гимназии тат.языка). 1769г.вышел указ об учреждении при Каз.гимназии для желающих класса тат.языка. Учителем был назначен переводчик казанского адмиралтейства Сагит Хальфин. В 1778г. Хальфин издал «Азбуку» тат.языка на арабском шрифте. Работа над «тат. словарем и тат. грамматикой». В 1788г. из-за недостатка средств закрыта.

В 1798г. Павел 1.дал указание вновь открыть гимназию, кот руководил Илья Фед-ч Яковкин (среди тех, кто учился в гимназии был поэт Г.Державин, С.Аксаков, В.Попов, статс-секретарь В. Панаев. Позднее здесь получ.образ-е Н.Лобачевский, астроном И.Симонов). Казанская гимназия стала базой Каз-го ун-те, 1814г. гимназия окончательно отделилась от унив-та.

Во втор.пол 18в. усиливается принцип сословности образования: для дворян открываются благородные пансионы, новые кадетские корпуса, гимназии. В татарских слободах и в уездах дети обучались в мектебе (нач.шк) и медресе (шк.среднего типа).

Во 2 ½ 18в. в Казани возникают крупные медресе- Апанаевское, Ахундовское,(1771) и Амирхановское(1780). Для получения высшего мусульм. обрз-я ездили в среднеазиатские медресе в Бухару и Самарканд. Подавляющая часть сел.крест-го населения оставалась неграмотной (т.к не принимались в уч.заведения).

Первое театральное представление в Казани состоялось 26 апр.1760г.в гимназии. Был поставлен спектакль «Школа мужей». Их целями было не только доставление удовольствия публике, но и сбор средств для помощи бедным гимназистам. (ставили пьесы М.Веревкина, А.П Сумарокова «Синав и Трувор», М.Хераскова, И.Дмитриева). В апр.1765г.дано представление в честь ДР Е2 «Судьба. Россия и Казань». После пожаров 1774г. во вр. Пугач-го восст-я театральные представл.были прекращ-ны. В 1791г. создан постоянный театр, придворный актер В.Бобровский использ. д/созд-я театра весь свой опыт. Здание находилось недалеко от Гостиного двора на ул.Воскресенская. Просуществовал 6 лет. В 1798г. образ-ся театр прапорщика Есипова - театр был очень популярен, посещали как русские, так и тат. зрители. Есиповский театр просущ-л 17 лет, пожар 1815 и смерть Есипова, уничтожили здание театра.

16.Русская (М.И.Веревкин, Г.П.Каменев, Г. И. Державин) и татарская литература (Утыз Имяни, Курсави) в ХVIII в.

Крупнейшим представителем татарской художественной литератур половины XVIII — начала XIX вв. был Утыз Имяни получил образование в медресе Каргалинской слободы затем совершенствовал знания в Бухаре, Герате Кабуле Балхе, служил имам-хатибом и мударрисом в деревнях Казанской и Оренбургской губерний, ни написал десять поэм, в том числе «Подарок обездоленным и притчи о терпении», «Дары эпохи», «Добрые наставления для очищения мыслей», «Важнейшие проблемы эпохи». Он воспевал в своих сочинениях добродетель, справедливость, взаимопомощь, осуждал лесть, стяжательство, зависть, другие пороки.

Во 2 ½ XVIII в. в тат.лит. складывается новый жанр — «сэяхатнамэ» (записки о путешествиях), который отражал возраставший практический интерес к укреплению торговых связей с другими государствами. Самым известным памятником этого жанра являются «записки» Исмагила Бекмухамедова о его путешествии в Индию.

В литературной жизни того времени заметный след оставил Михаил Иванович Веревкин (1732-1795), асессор Моск-го ун-та, первый директор Каз. гимназии. Он написал пьесы «Точь- в- точь», «Так и должно быть», «Именинник», сочинял стихи активно занимался переводами. В 1785 г. М.И. Веревкин был избран академиком Российской академии наук и художеств.

Российскую известность получил казанский поэт Гаврила Петрович Каменев (1772-1803). Его отец, купец П.Г. Каменев, происходил из татарского княжеского рода Макуловых.

Перу Г.П. Каменева принадлежат поэмы «Громовой», «Громовал», стихотворения, переводы. Его произведения публиковались во многих московских журналах, а поэма «Громвал» была помещена в «Собрание русских стихотворений». Г.П. Каменев -один из первых представителей рус. романтизма.

«Отцом русских поэтов» стал уроженец деревни Сокуры Лаишевского уезда Гавриил Романович Державин (1743-1816). Он учился в Казанской гимназии, несколько раз бывал в Казани, став уже выдающимся мастером поэзии. О городе своей юности он оставил немало проникновенных строк.

Во второй половине столетия в Казани существовало литературное общество. В него входили секретарь Казанского магистрата С.А. Москотильников, Г.П. Каменев, директор Казанского главного народного училища И.И. Чернявский, литератор и библиофил И.А. Второв, писатель и историк Н.С. Арцыбашев. Общество знакомило общественность города с наиболее важными новинками русской литературы.

Абу Ан Насыр ибн Ибрагим Аль Курсави Аль Булгари (1776-1812 гг.) выдающийся философ, религиозный деятель, педагог и писатель. В 1794—1808 гг. —занимал должность имам-хатыба мечети родного аула и был ректором (муддарисом) созданного им же медресе.

Центральное место в идеях Курсави занимали вопросы борьбы с невежеством, культурной отсталостью.

Будучи в Бухаре, Курсави призывал к самостоятельному толкованию Корана, отказу от устаревших мнений богословов. За это Диван муфтиев вынес ему смертный приговор, но, благодаря одному из членов суда Турсунбакыя аль- Булгари и имама Соборной мечети Бухары шейха Ниязколый ат-Турекмени - Курсави удалось спасти.

Свои основные идеи Курсави изложил в книге "Китаб аль-иршад ли-л-ибад" ("Книга о наставлении людям"), опубликованной в Казани в 1903 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: