Династия просветителей Хальфиных. Н. Ибрагимов. Зарождение татарского просветительства, его основные идеи и представители. Исторические исследования

Возрождение ислама и перемены в экономической и социальной жизни вызвали просветительское движение среди татар.

Главным оставалось религиозное образование и просвещение.

Некоторые имамы, получившие богословское образование в ведущих исламских научно-учебных центрах того времени — в Бухаре и Самарканде, стали выражать критические мысли относительно состояния как исламского учения, так и исламского образования. Имамы - Габдряхима Утыз-Имяни (1756—1836), Габденнасы-ра аль-Курсави (1776— 1812), Шигабутдина Марджани (1818—1889). Они одними из первых в России смело поднялись на борьбу против схоластики и религиозного фанатизма.

В своем труде «Руководство для слуг Господа», написанном во время пребывания в Бухаре, Г. Курсави выступил против улемов и каламистов, повинных в схоластическом и мистическом толковании догматов веры.

Г. Курсави в противовес таклиду выдвигал принцип иджти-хада, то есть индивидуального творческого толкования догматов веры.

Новаторские идеи и высказывания Курсави вызвали недовольство бухарских улемов, а также эмира Бухары, и он вынужден был покинуть Среднюю Азию.

Вернувшись на родину, в село Курса, он попытался реализовать свои идеи об обновлении исламского вероучения и образования, однако новаторская деятельность Г. Курсави вызывала подозрение и недовольство остального духовенства.

С 1769 года при Казанской гимназии была создана татарская группа. Учителем-наставником этой группы назначили известного и уважаемого человека Сагита Хальфина (1732— 1785), бывшего в 1767—1768 годах членом Уложенной комиссии. Сагит Хальфин сам написал и опубликовал «Азбуку татарского языка с обстоятельным описанием букв и складов» (1778 год). Он также составил словарь татарского языка, включавший около 25 тысяч слов.

Дело отца продолжил сын Исхак Хальфин. Кроме преподавательской деятельности в гимназии, он занимался переводами государственных актов Российской империи на татарский язык.

Представитель третьего поколения Ибрагим Исхакович Хальфин (1778—1829) к работе в Казанской гимназии приступил в 1800 году. Спустя четыре года Указом императора АI был открыт Казанский университет. В 1809 году он публикует учебную книгу «Азбука и грамматика татарского языка». Серьезно занимался Ибрагим Хальфин также проблемами истории. Он издал труд Абулгази «Родословная тюрков». А в 1822 году вышел труд И. Хальфина «Жизнь Чингисхана и Аксак-Тимура». Его избрали адъюнкт-профессором Казанского университета (1823).

Открытие Казанского университета имело огромное значение для культурного развития татарского населения. Среди выпускников были: Каюм Насыри (1825— 1902), Хусаин Фаизханов (1828— 1866), Ханяфи Батыршин и другие.

В первой половине XIX века в местах компактного проживания татарского населения делались также шаги к открытию начальных и средних учебных заведений светского характера, с обучением детей татар русскому языку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: