Голосование как непосредственное волеизъявление граждан представляет собой пик избирательной кампании по выборам в органы местного самоуправления. В российском избирательном законодательстве прочно укоренились четыре типа голосования: досрочное; вне помещения для голосования; на избирательных участках непосредственно в день голосования; повторное голосование. Каждое из них имеет свою специфику, связано с наступлением определенных обстоятельств.
Досрочное голосование предназначено для граждан, отсутствующих в день голосования по месту своего жительства по уважительной причине (отпуск, служебная командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных или общественных обязанностей, состояние здоровья). За те годы, что существует досрочное голосование, законодатель последовательно ужесточал требования к процедуре его осуществления. Например, до недавнего времени гражданин имел возможность не указывать причину, в связи с которой он голосовал досрочно, сегодня это обязательное условие для голосования.
|
|
Досрочное голосование возможно в окружной территориальной избирательной комиссии за 15—4 дня до голосования или в участковой комиссии не ранее чем за три дня до голосования.
Голосование вне помещения избирательного участка пред оставляется гражданам, которые не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования. Обязанность по обеспечению возможности такого голосования возложена на участковые избирательные комиссии. Подобного рода голосование проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя. Заявления (обращения) могут быть поданы в комиссию не позднее чем за четыре часа до окончания времени голосования. Голосование за пределами помещения участка сопровождается процедурой регистрации заявлений и обращений граждан в специальном реестре, который хранится вместе со списком избирателей.
Голосование на избирательном участке — основной тип голосования, в котором принимает участие подавляющее большинство избирателей. Он предусматривает заполнение бюллетеня избирателем в специально предназначенной для этих целей кабине, ином оборудованном месте, где не допускается присутствие посторонних лиц. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Для избирателей, не имеющих возможности голосования на участке, где они включены в списки избирателей, существует вариант голосования по открепительным удостоверениям на том участке, на котором они будут находиться в день голосования. В этом случае гражданин получает бюллетень по предъявлении своего паспорта и открепительного удостоверения, которое является основанием для включения гражданина в список избирателей. В нем делается в связи с этим дополнительная отметка.
|
|
Процедура голосования на избирательном участке подробным образом регулируется законодательством. Интерес представляет положение, которое впервые нашло отражение в названном Законе. Согласно ему кандидатам, избирательным объединениям (блокам), иным лицам, заинтересованным в исходе выборов, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании. Это не что иное, как ответная реакция законодателя на распространенную в избирательной практике технологию, которую с полным основанием можно отнести к разряду «грязных» приемов ведения предвыборной борьбы.
Повторное голосование, как правило, проводится, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не набрал необходимое для избрания число голосов избирателей. В этом случае повторное голосование проводится по двум или более кандидатам (в зависимости от того, как решается данный вопрос в федеральном/законе, законе субъекта Федерации о выборах), получившим наибольшее число голосов. Вполне реальна другая ситуация, когда предусмотренное законом повторное голосование не проводится. Это возможно, если в бюллетень на выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей. В этом случае избирательная комиссия, организующая выборы, признает выборы несостоявшимися.
По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, набравший большее число голосов по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом.
Подсчет голосов подробно регламентируется избирательным законодательством. По сути, это определенная последовательность действий участковой комиссии, отступление от которых может повлечь за собой жалобу в вышестоящую избирательную комиссию или судебные органы. Помимо строгого соблюдения очередности в действиях комиссии, к подсчету голосов избирателей предъявляется требование обеспечения гласности, прозрачности этой процедуры. Это предполагает: участие наблюдателей, кандидатов, доверенных лиц в контроле за подсчетом; оглашение и оформление в увеличенной форме протоколов об итогах голосования всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей; обеспечение полного обзора действий членов участковой комиссии с правом решающего голоса, непосредственно участвующих в процедуре подсчета.
Подчеркнем одну особенность, имеющую отношение к местным выборам. Когда избирательные кампании разных уровней совмещены, подсчет голосов избирателей по выборам в органы местного самоуправления производится в последнюю очередь.
Чтобы понять законодательную детализацию технологии подсчета голосов избирателей, проиллюстрируем ее двумя примерами. У неиспользованных бюллетеней отрезается левый нижний угол. При этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований избирательных объединений (блоков) и от строки «Против всех кандидатов» или «Против всех списков кандидатов».
Другой пример: бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене.
|
|
Определение результатов муниципальных выборов осуществляется избирательной комиссией, их организующей, на основании первых экземпляров протоколов участковых комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Комиссией принимается одно из следующих решений: при выборах депутатов представительного органа местного самоуправления — это признание избранным кандидата (кандидатов) (по числу мандатов), получившего (получивших) наибольшее число голосов избирателей, при условии, что число поданных за него (них) голосов превышает число голосов, поданных против всех кандидатов. При равном числе голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее; при выборах главы муниципального образования — кандидат, набравший более половины голосов избирателей из числа принявших участие в голосовании.
Муниципальные выборы признаются несостоявшимися, если: в них приняло участие менее 20% от числа избирателей, внесенных в списки избирателей (законом субъекта Федерации допускается отсутствие минимального процента от числа избирателей для признания выборов депутатов представительных органов местного самоуправления состоявшимися); число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
по иным основаниям, связанным с проведением местных выборов по пропорциональной избирательной системе (подобные случаи в Российской Федерации единичны).
Выборы могут быть признаны недействительными: в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении их итогов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления граждан; если они признаны недействительными на части участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования включают в совокупности не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей; по решению суда.
|
|
Соответствующая избирательная комиссия на основании протоколов о результатах выборов после их опубликования производит регистрацию избранных депутатов, глав муниципальных образований и выдает им удостоверения об избрании.