Под приватизацией муниципальной собственности понимается ее преобразование в частную путем продажи. Порядок и условия приватизации регулируются федеральными нормативными правовыми актами, а также актами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований.
Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет. С одной стороны, продажа (приватизация) имущества (объектов) способствует упрочению финансовых ресурсов, с другой — органы местного самоуправления могут избавиться от убыточных предприятий или объектов и тем самым сократить расходы на финансирование их деятельности и содержание.
Органы и должностные лица местного самоуправления организуют процесс приватизации имущества, осуществляют контроль над полнотой и своевременностью поступления средств от продажи объектов приватизации, обеспечивают учет этих средств по каждому проданному объекту, предоставляют местному налоговому органу сведения о перечислении денег в местный бюджет.
|
|
Органы местного самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, иные юридические лица и граждане вправе направлять в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти свои предложения о приватизации федерального имущества в очередном финансовом году.
Приватизация муниципального имущества — возмездное отчуждение находящегося в собственности муниципального образования имущества в собственность юридических и физических лиц.
При приватизации между продавцом (назначенным по решению органов местного самоуправления) и покупателем (физическим и юридическим лицом) заключается договор купли-продажи. На основании Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»' муниципальное имущество отчуждается в собственность физических или юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату посредством передачи в муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится муниципальное имущество). Покупателями муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, кроме муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля муниципальных образований превышает 25%.
Используются следующие способы приватизации муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа муниципального имущества на конкурсе; продажа муниципального имущества посредством публичного предложения; внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления; продажа имущества без объявления цены; продажа за пределами территории РФ акций открытых акционерных обществ;
|
|
продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества. Право собственности на приобретаемое муниципальное имущество переходит к покупателю после полной его оплаты. Право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество.
Без сомнения, что любое муниципальное образование должно быть заинтересовано в сохранении муниципального имущества, которое служит источником пополнения местного бюджета. Вот почему органы местного самоуправления применяют главным образом такие режимы использования муниципальной собственности, которые позволяют им сохранить контроль над ее объектами.