Федеральное законодательство об общих принципах организации местного самоуправления начиная с 1995 г. закрепляет за муниципальными органами правомочия по управлению муниципальной собственностью. Было решено, что установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью относится к исключительному ведению местного представительного органа. Другие вопросы закреплялись за органами местного самоуправления без конкретизации на то, какой это орган: представительный или исполнительный. Например, в ч. 2 ст. 29 Закона 1995 г. фиксировалось, что муниципальные органы управляют муниципальной собственностью. Они же вправе передавать объекты муниципального имущества во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном законом порядке, совершать иные сделки. Названные положения — предмет деятельности исполнительной власти. Точно так же как и создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений, ведение реестра муниципальной собственности, заключение и расторжение контрактов с руководителями муниципальных предприятий и т. д.
|
|
Зато вопросы, связанные с определением порядка и условий использования муниципальных земель, приватизации муниципальной собственности, решаются представительным органом местного самоуправления.
Закон 2003 г. отнес к исключительной компетенции представительной власти муниципального образования определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.
Цели, задачи и механизмы управления муниципальной собственностью регламентируются самими органами местного самоуправления'.
Учет имущества, составляющего местную казну, и его движение осуществляются местной администрацией путем занесения соответствующих сведений в специальный раздел реестра муниципальной собственности. В нем отражаются сведения о Составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет, государственной регистрации, износе имущества, составляющего местную казну. Выписка из реестра муниципальной собственности служит документом, подтверждающим учет недвижимого имущества в составе муниципальной собственности. Документом, удостоверяющим право муниципальной собственности на недвижимое имущество, является свидетельство о государственной регистрации права, выданное учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документом, подтверждающим право муниципальной собственности на движимое имущество, является выписка из реестра муниципальной собственности.
|
|
Нужно иметь в виду, что реестр включает в себя три основные базы данных, которые содержат сведения об объектах муниципальной собственности: входящих в состав местной казны; закрепленных за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения; закрепленных за муниципальными казенными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления.
База данных местной казны содержит разделы учета объектов: муниципального нежилого фонда; жилищного фонда; земельного фонда; движимого имущества имущественных комплексов; отдельных объектов местного хозяйства.
База данных муниципальных унитарных предприятий включает разделы имущества предприятий: промышленности, строительства и сельского хозяйства; жилищно-коммунального хозяйства; благоустройства; транспорта; торговли и общественного питания; бытовых услуг.
База данных муниципальных учреждений содержит разделы учета имущества муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальной защиты, городского хозяйства и т. д.
Условия и порядок передачи имущества, составляющего местную казну, в аренду, безвозмездное пользование, залог регулируются законодательством, муниципальными правовыми актами и заключенными на их основе договорами. Распоряжение имуществом, составляющим местную казну, путем передачи его в залог либо иным способом, создающим возможность утраты на него права муниципальной собственности, осуществляется на основании актов главы муниципального образования (местной администрации). Исключение имущества из состава местной казны при его приватизации осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством и актами органов местного самоуправления о приватизации муниципального имущества.
Контроль за сохранностью и целевым использованием имущества, входящего в состав местной казны, переданного в пользование юридическим и физическим лицам, а также привлечение этих лиц к ответственности, осуществляют местные администрации (комитеты по управлению имуществом).