Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью

Федеральное законодательство об общих принципах органи­зации местного самоуправления начиная с 1995 г. закрепляет за муниципальными органами правомочия по управлению муниципальной собственностью. Было решено, что установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью относится к исключительному ведению местного пред­ставительного органа. Другие вопросы закреплялись за органа­ми местного самоуправления без конкретизации на то, какой это орган: представительный или исполнительный. Например, в ч. 2 ст. 29 Закона 1995 г. фиксировалось, что муниципальные органы управляют муниципальной собственностью. Они же вправе передавать объекты муниципального имущества во вре­менное или постоянное пользование физическим и юридиче­ским лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном зако­ном порядке, совершать иные сделки. Названные положения — предмет деятельности исполнительной власти. Точно так же как и создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений, ведение реестра муниципальной собственности, заключение и расторжение контрактов с руко­водителями муниципальных предприятий и т. д.

Зато вопросы, связанные с определением порядка и условий использования муниципальных земель, приватизации муници­пальной собственности, решаются представительным органом местного самоуправления.

Закон 2003 г. отнес к исключительной компетенции пред­ставительной власти муниципального образования определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящим­ся в муниципальной собственности, а также определение по­рядка принятия решений о создании, реорганизации и ликви­дации муниципальных предприятий и учреждений.

Цели, задачи и механизмы управления муниципальной соб­ственностью регламентируются самими органами местного са­моуправления'.

Учет имущества, составляющего местную казну, и его дви­жение осуществляются местной администрацией путем занесе­ния соответствующих сведений в специальный раздел реестра муниципальной собственности. В нем отражаются сведения о Составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет, государственной регистрации, износе иму­щества, составляющего местную казну. Выписка из реестра му­ниципальной собственности служит документом, подтверждаю­щим учет недвижимого имущества в составе муниципальной собственности. Документом, удостоверяющим право муници­пальной собственности на недвижимое имущество, является свидетельство о государственной регистрации права, выданное учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документом, подтвер­ждающим право муниципальной собственности на движимое имущество, является выписка из реестра муниципальной собст­венности.

Нужно иметь в виду, что реестр включает в себя три основ­ные базы данных, которые содержат сведения об объектах му­ниципальной собственности: входящих в состав местной каз­ны; закрепленных за муниципальными унитарными предпри­ятиями на праве хозяйственного ведения; закрепленных за муниципальными казенными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления.

База данных местной казны содержит разделы учета объек­тов: муниципального нежилого фонда; жилищного фонда; зе­мельного фонда; движимого имущества имущественных ком­плексов; отдельных объектов местного хозяйства.

База данных муниципальных унитарных предприятий вклю­чает разделы имущества предприятий: промышленности, строительства и сельского хозяйства; жилищно-коммунального хозяйства; благоустройства; транспорта; торговли и обществен­ного питания; бытовых услуг.

База данных муниципальных учреждений содержит разделы учета имущества муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальной защиты, го­родского хозяйства и т. д.

Условия и порядок передачи имущества, составляющего ме­стную казну, в аренду, безвозмездное пользование, залог регу­лируются законодательством, муниципальными правовыми ак­тами и заключенными на их основе договорами. Распоряжение имуществом, составляющим местную казну, путем передачи его в залог либо иным способом, создающим возможность ут­раты на него права муниципальной собственности, осуществ­ляется на основании актов главы муниципального образования (местной администрации). Исключение имущества из состава местной казны при его приватизации осуществляется в поряд­ке, предусмотренном законодательством и актами органов ме­стного самоуправления о приватизации муниципального иму­щества.

Контроль за сохранностью и целевым использованием иму­щества, входящего в состав местной казны, переданного в пользование юридическим и физическим лицам, а также при­влечение этих лиц к ответственности, осуществляют местные администрации (комитеты по управлению имуществом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: