Новацией Конвенции 1982 года является введение специального правового режима в отношении международного района морского дна и его недр за пределами национальной юрисдикции. Район и его ресурсы объявлены общим наследием человечества, что применительно к Конвенции означает, в частности, недопустимость для любого государства претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении Района или его ресурсов, запрещение их присвоения и непризнание всяких притязании и присвоении, а также то, что все права и ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну (Орган). Под ресурсами понимаются все минеральные ресурсы, находящиеся на морском дне или в его недрах, извлеченные из Района ресурсы рассматриваются как полезные ископаемые. Ресурсы не подлежат отчуждению; полезные ископаемые могут быть отчуждены только в соответствии с положениями Конвенции (ч. XI) и нормами и правилами, установленными Органом.
|
|
Поведение государств в Районе должно быть пронизано стремлением к поддержанию мира и безопасности и содействию международному сотрудничеству и взаимопониманию. Район открыт для использования всеми государствами исключительно в мирных целях. Деятельность, под которой понимаются все виды деятельности по разведке и разработке его ресурсов, осуществляется на благо всего человечества, но с учетом при этом интересов развивающихся государств. Особый режим Района не затрагивает правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ним.
Деятельность в Районе осуществляется и контролируется Органом. Все государства — участники Конвенции являются членами Органа. Он имеет Ассамблею — орган полного состава. Совет — 36 членов, избираемых Ассамблеей, Секретариат, состоящий из Генерального секретаря и персонала. Своеобразным органом Органа является Предприятие, которое имеет свой Устав (Приложение IV к Конвенции).
Согласно Конвенции, деятельность в Районе осуществляется Предприятием и государствами-участниками или государственными предприятиями или физическими и юридическими лицами в случае поручительства за них государства-участника. Деятельность проводится в соответствии с письменным планом, утверждаемым Советом. Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе.
Положения ч. XI Конвенции в значительной мере учитывают интересы и нужды развивающихся стран, препятствуют монополизации деятельности в Районе, предусматривают меры защиты интересов стран-экспортеров, добывающих на своей территории такие же полезные ископаемые, какие извлекаются из Района.
|
|
Указанные положения встретили неприятие их высокоразвитыми странами и прежде всего, конечно, США. Сложившееся положение вело к тому, что эти государства не считали для себя возможным стать участниками Конвенции 1982 года, а без их участия претворение в жизнь положений ч. XI Конвенции становилось по крайней мере проблематичным. Чтобы избежать этого, под эгидой ООН были предприняты усилия, которые привели в 1994 году к одобрению Генеральной Ассамблеей ООН Соглашения об осуществлении ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Соглашение изменило многие положения указанной части Конвенции, в которых учитывались интересы и нужды развивающихся государств. Если в соответствии с ч. XI Конвенции деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества, то Соглашение смысл деятельности в Районе сводит к получению прибыли. Основные положения Соглашения являются отходом от принципов нового международного экономического порядка, в частности, того из них, который процветание развитых стран увязывает с развитием развивающихся стран.