Социально-нормативное регулирование возводи лось к Богу. Для раннего христианства характерно
стремление сделать религиозные заповеди непосредственными правилами всего поведения человека.
Первохристиане не рассматривали право как относительно обособленную самостоятельную сферу регулирования, а брали его в составе общественно - морального религиозного правового регулирования.
В основе христианства согласно Новому Завету лежит правда, справедливость, непосредственно идущая от Бога. Правда и свобода составляют объединение божественного закона, предписанного людям.
Необходимость такого закона вызвана тем, что человек вследствие своего несовершенства, слабости отступает от справедливости, впадает в грех и нуждается в спасении. Новый Завет: закон положен не для праведников, а для нечестивых и грешников. В послании Павла Римлянам: где нет закона, нет и преступления.
Принцип эквивалента. Равное за равное, как универсальная норма обмена и воздаяния. Людей стоит
рассматривать как формально равных субъектов общения. Эквивалент используется: 1) в обмене блага-
|
|
ми, услугами, товарами (какой мерой меряете, такой и вам мерой будет отмерено), 2) воздаяние за ущерб и зло (каким судом судите, таким судом и будете судимы). Эквивалент используется в становлении личности, индивида, в личной ответственности человека за свои деяния. У первохристиан принцип эквивален та был подчинен гуманистическим идеалам нового
человека и его свободы.
Принцип обязанности трудиться. Труд стал рас сматриваться как непременное качество нового человека. Все обязаны трудиться, работать собственными руками. Трудиться должны все, никто не дол-
жен жить чужим трудом. Принцип обязательного труда приводит первохристиан к отрицанию распространения эксплуататорских норм.
Принцип осуждения богатства является приложением принципа ≪не трудится - не ест≫. У первохристианства богатство - причина порчи человека, корень всех зол. Осуждая имущих, идеологи раннего христианства защищают право простых людей на свободу. Раннее христианство представляет новый этап в учении о государстве и свободе. Идея возводится
первопреемниками к высшей сущности (Богу) и означает равенство людей перед Богом как наследников и детей божьих. Через сопричастность к Богу человек также обладает разумом и свободой. Все другие кри терии равенства являются производными от него.
Раннее христианство послужило предтечей выра ботки правовых норм римскими юристами и оказало влияние на регулирование всех жизненных устоев человека.