Общая характеристика образовательных правоотношений
Образовательные правоотношения – это связь субъектов образования, урегулированная образовательным законом, которая выражается в наличие у субъектов прав, обязанностей и ответственности.
Субъекты образовательных правоотношений - участники правоотношений, которые выступают в качестве носителей субъективных прав и обязанностей. Виды субъектов:
1) физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства)
2) юридические лица (российские, иностранные)
3) государство и его органы
Основными субъектами являются педагог и обучающийся. Объект образовательного правоотношения – то, ради чего люди вступают в правоотношения – получение \ оказание образовательных услуг.
Виды образовательных правоотношений:
1) по отраслевому признаку
а) педагогические
б) административные
в) трудовые
г) финансовые и др
2) по видам образовательных программ
3) по видам организационно-правовых форм образовательных учреждений (государственные, муниципальные, негосударственные)
|
|
4) в зависимости от конкретизации субъектов образовательных правоотношений
а) абсолютные – когда управомоченному лицу противопоставлены неопределённый круг обязанных субъектов
б)относительные – конкретно поимённо определения обе стороны
Юридическое содержание образовательных правоотношений составляют субъективные права и обязанности его участников.
Государственная политика в сфере образования. Её понятия и принципы.
1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.
3. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.
4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.
5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
|
|
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.