Импрессионизм. Название течения во французской в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг

Название течения во французской в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства XIX в., произошло от слова impression – впечатление. Так называлась картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872). Первоначально К. Моне, Э. Мане и живописцев их круга критики именовали иронично, с течением времени термин закрепился за художниками, писавшими на пленэре (т.е. с натуры на свежем воздухе), а не в мастерской. Отсюда проистекает свойственная импрессионистам свежесть взгляда художников и этюдность их полотен. Они могли помногу раз писать стога сена или Парижский собор в различном освещении, никогда не повторяясь. Всякий раз возникало новое впечатление, которое создавало неповторимое настроение. Для импрессионистов, в отличие от объективного метода натуралистов, характерен субъективный взгляд. Если зритель не воспринимал манеру живописца, тот всегда мог ответить: «Я так вижу».

Называются разные даты зарождения импрессионизма, например, 1863 г. – год открытия «Салона отверженных», куда принимались работы, забракованные жюри официального Салона. «Салон отверженных» посещала масса людей – главным образом для того, чтобы поиздеваться над выставленными там полотнами. В частности, жесткому осмеянию подвергалась картина Эдуарда Мане (1832-1883) «Завтрак на траве» (1863). Но затем сложилась группа почитателей, произведения стали хвалить в печати.

Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений. К крупнейшим его представителям относятся Э.Дега, Э. Мане, К. Моне, Ф. Писсарро, О. Ренуар и А. Сислей.

Импрессионисты вели диалог с мастерами предшествующих эпох, восхищаясь их шедеврами и в то же время осовременивая их. Так, парижские куртизанки (Э. Мане, «Олимпия», «Нана», 1877) композиционно перекликаются с барочными Венерами, но в отличие от последних они не блещут красотой, но полны уверенности и самодовольства. Они вульгарны, их чары рассчитаны на грубый буржуазный вкус.

Живописное наследие Эдуарда Мане очень значительно и разнообразно. Следуя традициям классической живописи, он привносил в свои работы («Завтрак на траве») непринужденность и легкость линий, яркость красок на переднем плане и затененность фона. Нередко он обращался и к актуальным политическим событиям («Расстрел коммунаров», 1872; «Казнь императора Максимилиана», 1868).

Клода Моне (1840–1926) порой называют идеальным импрессионистом. Он начинал как непризнанный гений, жил в нищете, затем к нему пришел успех, он поселился за городом в большом поместье в Живерни, по многу раз писал одни и те же окрестные пейзажи. Он оставил огромное наследие – более двух тысяч полотен. Благодаря русским коллекционерам И.А. Морозову и С.И. Щукину в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств хранится около сорока работ Моне.

Огюста Ренуара (1841–1919) считают певцом радостей жизни. В самом деле, его портреты, в особенности женские, покоряют красотой, в его пейзажах много света, цвета и тепла. Он одним из первых стал писать на пленэре. Ренуар в числе первых стал изображать сцены повседневной городской жизни с участием лодочников и дам полусвета.

Художников-импрессионистов увлекала красота повседневной действительности, простые, демократические мотивы; они добивались живой достоверности изображения, пытались уловить «впечатление» оттого, что глаз видит в конкретный момент. Пейзаж стал основным жанром направления. Но у каждого из художников была своя «специализация» – свои излюбленные сюжеты и темы. Эдгар Дега (1834–1917), например, изображал скачки, балерин и прачек, О. Ренуар – очаровательных женщин и детей. Искусству импрессионистов присуща театральность: Огюст Ренуар писал портреты актрис, Дега любил рисовать балерин, чаще всего на репетициях и за кулисами. Позже Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) станет завсегдатаем мюзик-холла, создаст рекламу для «Мулен Руж», увековечит многих популярных актрис кабаре.

Импрессионисты изменили не только технику живописи, не только научили людей видеть цветность мира, но и ввели моду на творческую индивидуальность. В старых академических традициях царил иной принцип: чем точнее художник воплощал в своих творения классические правила – в сюжете, в композиции, в приемах нанесения красок, тем выше он оценивался как мастер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: