Социологический проект О. Конта

Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе явился французский ученый и философ О. Конт (1798-1857). Конт выступил против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного организма. Согласно его взглядам общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь-то личность, сословие или класс, упоминания о которых часто встречаются в его работах. О. Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они целиком базируются на данных науки – не на воображении, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю как основоположник позитивизма – одного из наиболее влиятельных направлений в области философии и социологии. Центральным звеном взглядов Конта является открытый им «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества». Согласно этому закону познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную. На теологической стадии человеческий ум за каждым явлением природы и жизни людей усматривал сверхъестественные силы. На теологической стадии развития общественного сознания доминирует религиозная мифология. Человек стремится к абсолютному познанию поражающих его воображение явлений и в конечном счете объясняет их действием абсолютных сверхъестественных сил. Теологическая стадия завершается переходом к единобожию. На место религиозного воображения все более становится опытное знание о связях и зависимостях явлений внешнего мира и жизни людей. Но теологический дух, по словам Конта, был необходим для постоянного сочетания моральных и политических идей. На метафизической стадии или в метафизическом состоянии человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира. Однако в силу слабого развития науки эти понятия довольно абстрактны. Различного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых являются предметы внешнего, в том числе и социального мира. Но в то же время метафизический метод не давал исчерпывающей картины природных и социальных явлений и не мог окончательно избавится от мифов. На позитивной стадии человеческое сознание состоит преимущественно из научных наблюдений. Истинная наука, говорил Конт, сочетает наблюдение и предвидение, которое «составляет во всех отношениях главную черту позитивной философии. Представляют интерес взгляды Конта о закономерном прогрессивном характере развития общества. Он писал о влиянии климата, расового состава, однако главное влияние оказывает интеллектуальная эволюция человечества как эволюция его сознания. Он разделил предмет науки на соц. статику (изучение структуры, элементов и связей) и соц. динамику (процессы развития общества). В учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указывает на большую роль общественного разделения труда в этом и, в частности, политической деятельности.

По мнению Конта, гармония в обществе есть гармония «между целыми и частями социальной системы», а также между «самими ее частями». Соц. гармонии можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества. Гармония – это прежде всего наилучшее сочетание интересов различных личностей и соц. слоев. Значение политической власти состоит в том, чтобы мудро согласовывать интересы субъектов. В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития в нем каждого сословия, народа, каждого человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: