1. В зависимости от того, из какой среды поступает информация, внешней или внутренней, выделяют внешнюю и внутреннюю информацию. Для организаций основными источниками внешней информации являются другие организации (поставщики, потребители, конкуренты, партнеры), отдельные люди, государственные учреждения, средства массовой информации. Основные источники внутренней информации: подразделения организации (цехи, отделы и др.), работники, технические системы.
2. В зависимости от того, в какой среде содержится информация, выделяют информацию о внешней и о внутренней среде. Полного соответствия между внешней информацией и информацией о внешней среде, как, соответственно, между внутренней информацией и информацией о внутренней среде, нет. Конечно, подавляющая часть внешней информации - это информация о внешней среде: о потребностях и платежеспособности потребителей. Но из внешней средыможет поступать информация и о внутреннем состоянии самой организации, например от потребителей - информация о качестве выпускаемой продукции, от организаций и отдельных лиц - специфическая информация о некоторых работниках организации. Внутренняя информация о внутренней среде - это технологическая, организационно-управленческая, финансово-экономическая, социально-психологическая информация о функционировании организации. Но из внутренней среды (от работников организации) можно получить информацию и о состоянии внешней среди, например о ситуации на рынке, о качестве продукции конкурентов и т. д.
3. В зависимости от того, для какой среды предназначена данная информация, выделяют информацию для внешнего пользования и для внутреннего пользована (рис. 1).
Информация для внешнего пользования предназначена:
- для потребителей (например, рекламная информация);
- для поставщиков (например, об условиях покупки товара);
- для государственных органов (отчетность);
-для общества (информация, создающая определенный облик организации).
Информация для внутреннего пользования может быть предназначена:
- для всего персонала организации (например, о распорядке работы);
- для отдельных функциональных и профессиональных групп (например, конструкторская и технологическая информация для технологов);
- для отдельных подразделений (например, плановое задание);
- для отдельных работников (конфиденциальная информация).
4. По временному признаку информация подразделяется на информацию о прошлом, о настоящем и о будущем. Информация о прошлом позволяет определить тенденции развития организации. Информация о настоящем обеспечивает четкую согласованность текущего функционирования элементов и подсистем организации, стадий процессов. Информация о будущем - это прогнозная и плановая информация, определяющая перспективы и ориентиры развития организации.
5. По функциональному назначению выделяются следующие виды информации:
- осведомляющая - сообщения, ставящие получателя в известность о каких-либо событиях, явлениях, сторонах и характеристиках объектов;
- оценочная - заключающая в себе оценку объектов, процессов и их результатов, ситуации с позиции оценивающего субъекта;
- направляющая - устанавливающая ориентиры и темпы деятельности;
- стимулирующая - несет в себе воздействия, побуждающие к определенным действиям или к отсутствию действий;
- контрольная - содержит сведения, обеспечивающие контроль за деятельностью и ее результатами;
- подтверждающая - обеспечивает обратную связь получателя с отправителем информации.