Говоря о российской властвующей политической элите, в первую очередь нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны "российских реформаторов", по природе и сущности своей не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много раз исторически доказанным, является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время невозможно.
Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло такой привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной демократии, тогда как, в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.
В данный момент в Росси государственная власть характеризуется тремя основными признаками:
|
|
- ми
первое — власть неделимая и не смещаемая (фактически можно сказать наследственная);
второе — власть полностью автономна, а также полностью неподконтрольна обществу;
третье — традиционная связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью.
Именно под эти сущностные характеристики российской власти и подгоняются принципы либеральной демократии, которая превращается в свою полную противоположность. На текущий момент центральная проблема российской политической системы — это реализация власти (в первую очередь ее разделяемость и смещаемость). Исторический опыт российского парламентаризма (его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и обеспечивает контроль общества над государственной властью.
· Вопрос 13. Основные концепции политического лидерства.
В современной политологии существует несколько концепций политического лидерства. Наиболее распространёнными являются:
1. Теория черт (Ф. Гальтон, Э. Богардус). Лидерство этой теории рассматривается как чисто социально-психологический феномен. Лидер – это человек, обладающий особой совокупностью таких черт, как интеллект, характер, организаторские способности, коммуникабельность, такт, чувство юмора, умение привлекать к себе внимание и т.д. В этой теории игнорируется социальная природа лидерства, утверждается, что набор названных черт делает человека лидером автоматически.
|
|
2. Ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер), формулирует идею зависимости лидерства от определенных условий. Эта теория исходит из относительности и множественности лидерства. Лидер – функция определенной ситуации. Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение. С учётом сложившейся ситуации человек, обладающий определёнными чертами, может стать лидером. В другой ситуации он никогда не станет им. Соответственно лидер вырабатывает в себе качества отвечающие конъюнктуре или «ситуационному спросу» и является своеобразным флюгером, действующим по обстоятельствам.
3. Функционализм (Д. Эдингер). Лидерство – это такое положение в обществе, которое характеризуется способностью одной личности направлять и организовывать коллективное поведение всех его членов. Лидер в силу своих способностей берёт на себя ряд важнейших функций в обществе: управление, регулирование, контроль политических отношений. Эта теория не учитывает того факта, что для реализации способностей личности нужны определённые условия и возможности.
4. Теория конституентов (определяющей роли последователей) (Ф. Стэнфорд). Эта теория объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов. Лидер всегда имеет последователей. Выдвижение лидера зависит от поддержки группы. Лидер – это инструмент в руках группы, которая его выдвинула для защиты своих интересов и превращает в марионетку, действующую по потребностям толпы и по её критериям. Главное значение приобретает не анализ деятельности лидера, а его последователей. Не раскрывая сущности лидерства, эта концепция рассматривает достаточно полно главную причину ослабления лидерства.
5. Компенсаторная теория политики рассматривает проблему лидерства на основе психоанализа (А. Адлер, Г. Ласеуэл). Стремление к лидерству, этой теорией рассматривается как стремление компенсировать свою личную неполноценность в какой-то области (физической, психической, моральной и т.д.). Борьба за власть (соответственно за лидерство) рассматривается как борьба за самоутверждение, за достижение ведущих позиций в обществе с целью компенсировать все свои переживания.
Подводя итог можно сделать вывод, что политический лидер – авторитетная, обладающая особыми политическими, профессионально-нравственными качествами и полномочиями личность, способная объединить и мобилизовать людей (социальными группы, государственные и общественные институты) на достижение социально значимых политических целей, решение актуальных проблем общественного развития.
В реальной жизни нет двух совершенно одинаковых политических лидеров. Однако у различных людей присутствуют схожие, типологические черты, поэтому в политологии предприняты попытки классифицировать лидеров по разным основаниям.
Одним из наиболее общих является деление лидеров на обычных («реальных») и великих («как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые не оставляют заметного следа в истории, не изменяют обычный ход событий. Вторые имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.