Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.
Античность - Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики. Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). У них словом «диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого, чтобы к Единому вернуться.
|
|
Средние века - в средние века диалектика являлась частью семи свободных искусств и понималась обычно в широком смысле как способность вести спор посредством вопросов и ответов, искусство составлять силлогизмы, используя вероятностные и правдоподобные аргументы по предложенному вопросу, а также искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.
Билеты
Проблемами теории познания занимается гносеология. Основной круг вопросов теории познания – поиск истины, способы её доказательства, многообразие форм познавательной деятельности, структура познавательной деятельности, её методы.
При этом познание находится во взаимодействии с сознанием. Соотношение этих понятий определяет такие категории, как разум и рассудок. Рассудок расчленяет, регистрирует, описывает видимое, тогда как разум ищет единое основание во всех правилах, теоретическая форма познавательной деятельности.
Соотношение рассудка и разума выражено в проблеме рациональности – то есть наиболее обоснованного знания, позволяющего с помощью определённых критериев отличить знание от незнания. Рациональность – также способность воспроизводить предмет в практических целях.
|
|
Характерно два понимания рационализма: либо это сфера решения проблемы с помощью научного познания, либо с помощью разума, регулирующего научную деятельность.
Выделяется классическая познавательная концепция, где объект и субъект познания находятся в тесном взаимодействии, стороны его чётко определены.
При этом существует ситуация, когда объект познания является данным, именно он определяет направление субъекта и характер познавательного процесса.
Другая традиция ориентирована на субъект – чистый субъект, являющийся носителем определённой познавательной способности. Субъект имеет только одно желание – знать.
Существуют три познавательные концепции:
1. Эмпиризм (основатели Бэкон, Локк, Гоббс). Такая философия - это методологическая ориентация познания, которая признает основным по источникам и критериям чувственный опыт, интегрируемый в материалистический эмпиризм как результат воздействия связей и предметов внешнего мира на человеческие чувства, в результате чего они выступают образами этого мира. А в идеологическом эмпиризме - это достояние внутреннего мира человека, его ничем необусловленные переживания.
2. Рационализм - это идейно - теоретическая и методологическая ориентация, сторонники которой основным источником истинного знания и основой поведения людей признают разум, абсолютизируя его значение и недооценивая или игнорируя роль чувственного опыта и практической деятельности человека. Представители: Декарт, Лейбниц, Спиноза (XVI век).
3. Иррационализм - это направление философской мысли, которое признает основой процесса познания и преобразования мира - внерациональные аспекты духовной жизни человека: интуиция, вера, воля, ограничивая или отрицая возможности разума в этом процессе.