КлассификацияМК

26. Семейные к-ты: к-т между супругами. Когда говорят о СК, в первую очередь предполагают к-т между супругами. Когда какие-л. потребности супругов не удовлетворяются в системе их межл-тных отношений, может возникнуть к-т. А.Анцупов и А.Шипилов выделяют не сколько основных причин к-тов между супругами: – несовместимость супругов по психосексуальным хар-кам; – отсутствие уважения со стороны супруга; – неудовлетворенность потребности в эмоц-ном одобрении; – удовлетворение своих потребностей одним из супругов в ущерб потребностям другого; – отсутствие помощи и понимания в делах воспитания или др. семейных вопросах; – различные предпочтения отдыха и неодобряемость увлечений. Дополнительными факторами или условиями, создающими к-тную ситуацию, становятся некоторые этапы супружеской жизни, которые теоретики называют кризисными: – кр. первого года жизни (период адаптации); – появление в семье детей (большой спектр мешающих условий); – кр. средних лет (к-т однообразия); – кр. семьи, живущей около 20 лет (к-т одиночества и утраты, к-т переживаний). А также внешние условия соц. жизни супругов, трудности которой напрямую отражаются на хар-ре семейных отношений (проблемы трудоустройства, ухудшенное мат. положение, жилищные проблемы и т. д.). СК подразделяются на несколько видов. К-тная семья – столкновение интересов супругов во многих сферах, преобладание негативных эмоций в отношениях. Проблемная семья – длительное существование общих соц. проблем, приводящих к обострению взаимоотношений супругов. Кризисная семья – острое столкновение интересов супругов в наиболее важных областях Д., преобладание непримиримого отношения между супругами, нежелание пойти на уступки. Невротическая семья – накопление психол-ких и соц. трудностей, ухудшающих самочувствие супругов, вследствие которого нарушается психол-кий микроклимат семьи. Определяют скрытую и открытую формы к-тного поведения супругов. Разрешение к-тов между супругами должно происходить благодаря обоюдному пониманию и компромиссам, основываться на уважении и умении прощать супруга. Рекомендуется не копить обиды и отрицательные эмоции, а разрешать возникающие противоречия по мере их появления. Развод один из радикальных способов разрешения СК. Пс-ги считают, что юридическому разводу предшествуют эмоц-ный и физический развод.

27. Семейный к-т: к-т между родителями и детьми. Детскородительские к-ты – одна из самых распространенных категорий к-та в современности. Данный вид к-та присутствует даже в благополучных семьях и представляет собой противоречия в отношениях между Д и Р. В осн. причинами возникновения к-тов между Р и Д явл-ся л-тно-психол-кие факторы, присутствующие во взаимоотношениях Р и Д. Внутрисемейные взаимоотношения делятся на 2 осн. типа: – гармоничный тип отношений (преобладание равновесных отношений, рациональное разделение психол-ких ролей внутри семьи, умение разрешать возникающие противоречия); – дисгармоничный тип отношений (негативно окрашенные отношения супругов приводят к к-тному взаимодействию супругов, последнее способно вызвать отриц-ные эмоции и чувство беспокойства у Д; теряется уважение к Р, нарушаются психол-кие роли, увеличивается напряженность). Дисгармоничный тип внутрисемейных отношений приводит к к-там между Р и Д и проецирует деструктивный способ воспитания. Особенности деструктивного воспитания: – чрезмерные запреты для Д в значимых для них сферах жизнеД.; – использование угроз в требованиях к Д; – осуждение неверных действий ребенка взамен поощрениям и похвале за достижения и успехи; – непоследовательность и противоречивость действий Р; – несовпадение взглядов Р в вопросах воспитания. Причинами детскородительских к-тов м.б. неадекватная реакция Р на возрастные кризисы Д (1 года, 6–7 лет, полового созревания и т. д.). Виды к-тов Р и Д подростков: 1) к-т неустойчивости родительской оценки реб-ка; 2) к-т при снижении планки самостоятельности реб-ка, чрезмерный контроль; 3) к-т сверхзаботы; 4) к-т неоспоримого родительского авторитета. К-т в отношениях и действиях Р вызывает особую реакцию у Д, выражающуюся в разных стилях поведения реб-ка: – демонстрация негативного отношения, оппозиция по всем вопросам; – неподчинение предъявляемым требованиям; – избегание общения с Р, сокрытие инф-ции о себе и своих действиях.

28. Организационные к-ты: к-т между подчинёнными. К-ты в организациях (или трудовые к-ты) – противоречия, возникающие в трудовых отношениях и условиях, связанных с их обеспечением. Стороны (группы) МК в организациях: 1) администрация; 2) трудовой кол-в; 3) профсоюз; 4) другая организация; 5) органы управления, муниципалитеты. Выделяют 3 сферы Д., в кот. могут происходить трудовые к-ты. 1. Сфера условий труда: режим труда, обеспечение безопасности и комфорта рабочего места, трудовые нормы и т. д. 2. Сфера закрепленных и принятых договоренностей о том или ином предмете производства. 3. Распределение ресурсов или обеспечение мат. вознаграждениями за труд. Любая сфера трудовых отношений может стать предметом к-та в организации, если какая-л. из сторон не будет справляться с возложенными на них обязательствами и ф-циями. Существует большое число возможных причин возникновения к-тов в организации. Внешними причинами м.б.: – общий рост безработицы; – снижение ценности труда; – обнищание населения; – отсутствие регуляции условий труда административными кругами. Трудовые к-ты могут оказывать как негативные последствия, так и положительный эффект. К положительным последствиям к-тов в организациях относят: 1) изменение соц.психол-кого климата в сторону улучшения и взаимного уважения; 2) к-т может помочь в преодолении различного хар-ра трудностей (соц-х, экон-х и др.) организации; 3) к-т сигнализирует о наиболее слабом месте взаимосвязи трудовых групп, после чего можно устранить дефект; 4) возрастает сплоченность трудового кол-ва и организации в целом. Способы разрешения трудовых к-тов: забастовки, выступления на собраниях, демонстрация, письменное или устное обращение к вышестоящему руководству или администрации, заявление в СМИ, урегулирование через проф. комитеты, обращение в комиссию по трудовым спорам, увольнение. Эффективным способом предупреждения и разрешения трудовых к-тов считают заключение соглашения или трудового договора на этапе принятия на работу либо на этапе уже возникшего к-та. Договор включает основные права и обязанности всех сторон организации, содержит допускаемые способы разрешения трудовых противоречий и позволяет демократично управлять к-тной ситуацией.

29. Организационные к-ты: к-т между подчинённым и рук-лем. К-ты в управлении – это к-ты, возникающие в трудовом кол-ве между рук-лем и подчиненным (к-ты «по вертикали»).Хар-р субординации в отношениях между П и Р может распространяться на 2 сферы: официальную и л-тную. Офиц-ные отношения предполагают формальные правила и нормы и требуют выполнения ф-циональных предписаний работника. Л-тные отношения, кот. возникают при неформальных отношениях, могут выявлять несовпадение темпераментов, особенностей взаимодействия Р и П, что также влияет на хар-р взаимоотношений.Р определяет набор требований и ролей, кот. должен выполнять П, организуя все условия для их выполнения.Почти всегда возможности и условия не совпадают с предъявляемыми требованиями, поэтому возникает к-т. К-ты между П и Р детерминированы след. особенностями:– межл-тные к-ты на производстве наиболее к-тогенны, так как находятся в системе «чел. – чел.»;– предметное содержание Д. в отношениях П и Р важно, так как от него зависит кач-во проф-ной Д. П, рез-т его работы;– возникновение к-тов больше происходит при более интенсивной и частой совместной Д. Р и П.(Иссл-тели к-тов управления определяют май и январь наиболее к-тными месяцами, так как в эти периоды происходит выполнение основных отчетов и аттестаций, предполагающих частные контакты Р и П);– более половины к-тов происходят на ур-не «непосредственный Р – П». Поэтому отношения близких по статусной позиции Р и П более к-тогенны, чем отношения большой статусной дистанции.Плохо организованная связь между Р и П – осн. причина к-тов в отношениях. При наличии нескольких Р П должен четко осознавать преемственность их требований и выполнять работу, руководствуясь существующей на рабочем месте иерархией. При руководстве большим кол-вом П Р должен оперативно управлять ф-циональными обязанностями каждого работника. Это поможет предотвратить или уменьшить число к-тов в управлении. Организация рабочих условий – важное условие в предупреждении к-тов «по вертикали». Др. словами, все ф-циональные обязанности П д.б. обеспечены ср-вами возможности их выполнения.

30. Основные способы управления к-тами в организации. М-ды управления к-том - это приемы и способы, позволяющие осуществлять контроль за его протеканием и целенаправленно влиять на его последствия. Эти м-ды делятсяна 2 группы: стр-рные и персональные м-ды. Стр-рные м-ды разрешения к-та: РАЗЪЯСНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РАБОТЕ. Разъяснение того, какие рез-ты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь д.б. упомянуты такие параметры как уровень рез-тов, который д.б. достигнут, кто предоставляет и кто получает различную инф-цию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, рук-ль уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них и в какой ситуации. КООРДИНАРНЫЕ И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ. Цепь команд - установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и инф-ционные потоки внутри организации. Если 2 или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, к-та можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления к-тной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться. В управлении к-тной ситуацией очень полезны ср-ва интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между ф-циями, межф-циональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Иссл-ния показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого. ОБЩЕОРГАНИЗАЦИООНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ЦЕЛИ. Эффективное осуществление этих целей требует совместного усилия двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели - направит усилия всех участников на достижение общей цели. СТР-РА СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают др. группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений и поощрений тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогая людям понять, как им следует поступать в к-тной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

31. К-ты в пед. среде. Осн. виды: у-к – у-к; у-к – у-ль; у-ль – у-ль. К-т “у-к – у-к” Большая часть к-тов возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. МК могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. К-тные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из кот. может претендовать на признание его авторитета всем классом. Лидеры могут втягивать в к-ты своих сторонников, расширяя масштабы МК. К-тные ситуации между у-ками устраняются рук-лем класса, кот. должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования, иногда вместе с родителями. Случайные МК встречаются между дев. и мал. из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельными у-ками мл. кл. К-ты “у-к – у-ль” возникают в ст. кл. В подр. возрасте происходит изменение л-ти, отстаивается позиция “Я-взрослый”, которая способствует созданию к-тных ситуаций с у-лем. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может приводить к к-там в любой форме. К-ты могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в к-т может втянуться весь класс, выступая на стороне уч-ка. Необходима справедливая оценка знаний уч-ков. К-т “у-ль - у-ль” К-тные ситуации возникают не только из-за своеобразия темперамента и хар-ра, но и в случаях невысокого ур-ня р-я л-ти. Варианты поведения в среде у-лей: 1) соперничество у-ля, только достигающего высокого ур-ня проф. Д., с ранее признанными авторитетами. Он может распространять негативную инф-цию о признанных авторитетах, кот. давно и успешно работают с у-ками. Начинается нездоровое соперничество, чреватое МК; 2) поведение, подчеркивающее степень превосходства опытных у-лей над молодыми, когда они позволяют себе снисходительно поучать их, выражать недовольствоих м-дами, навязывать в виде образца свою м-дику; 3) создание некоторыми у-лями благоприятного впечатления о себе не продуктивной Д., а имитацией ее участием в различных общественных мероприятиях, саморекламой и т.п.

32. Конструктивное разрешение к-тов в пед. процессе К-ты в пед. процессе неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых, по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в педагогике явл-ся вопрос конструктивного разрешения к-тов.У-ль, который не избегает к-тов, а стремится их разрешить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения у-ков, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность у-лю направлять энергию МК на совершенствование процесса образования и воспитания школьников. Педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов поведения, необходимых для успешной работы у-ля: - в школе д.б. только рабочее настроение, отриц-ные эмоции, связанные с личными проблемами, остаются за порогом школы; - не избегать к-тов, направлять процесс их разрешения в конструктивное русло, не затягивать их разрешения; - одинаковое, справедливое отношение ко всем у-кам; - вся Д. у-ля сосредоточивается на процессе обучения и воспитания; - не унижать у-ков, а поднимать их до своего уровня; - учить школьников умению учиться; - в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивную форму поведения.

33. Групповые к-ты: понятие, стр-ра. ГК – противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой соц. группой. В зависимости от участников выделяют 2 типа ГК «л-ть – гр-па» и «гр-па – гр-па». К-ты между л-тью и гр-пой возникают в среде гр-повых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями: 1я связана со стр-рой к-та. Субъектом в нем с одной стороны выступает л-ть, а с другой – гр-па. Стало быть, к-тное взаимодействие протекает на основе столкновения л-тных и гр-повых мотивов.

34. Классификация групповых к-тов. В зависимости от участников выделяют 2 типа ГК «л-ть – гр-па» (внутригрупповой) и «гр-па – гр-па» (межгрупповой). Классификация к-тов «л-ть – гр-па»: Руководитель – кол-в, Рядовой член кол-ва – кол-в, Лидер – гр-па. К-ты типа «гр-па – гр-па» называют еще межгр-повыми. Противоборствующие стороны – гр-пы. К межгрупповым к-там относятся трудовой, межэтнический и внутриполитический к-ты. Могут возникать самые разнообразные конфликты. Наиболее характерными из них являются: 1. Внутрил-тный к-т: а) вызванный внутригрупповыми проблемами; б) привнесенный из вне и вызывающий внутригрупповую напряженность. 2. Межл-тный к-т: а) ценностно-нормативный; б) статусно-ролевой; в) психол-кой несовместимости. 3. К-т между группой (подгруппой) и членом группы. 4. К-т между подгруппами в отдельной группе. 5. К-т между формальной и неформальной системами отношений. 6. Межгрупповые к-ты. Классификацию групповых к-тов можно рассматривать также в зависимости от разновидностей соц. мотивов внутригруппового взаимодействия. Ч. Макклинток выделил 6 разновидностей таких мотивов: 1. Мотив максимилизации общего выигрыша (кооперация). 2. Мотив максимилизации собственного выигрыша (индивидуализм). 3. Мотив максимилизации относительного выигрыша (соперничество). 4. Мотив максимилизации выигрыша другого (альтруизм). 5. Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия). 6. Минимизация различий между собственными и чужим выигрышем (равенство). Каждый из перечисленных мотивов предполагает свои причины возникновения противоречий, свою к-тную установку и свои способы к-тного взаимодействия.

35. К-т л-ть – группа: виды, причины. Руководитель – кол-в, причины: Новый рук-ль, назначенный со стороны; Стиль управления; Низкая компетентность рук-ля; Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров. Рядовой член кол-ва – кол-в, причины: К-тная л-ть; Нарушение групповых норм. Неадекватность внутренней установки статусу. Лидер – гр-па, причины: Низкая проф. Подготовка; Применение компромата против лидера; Превышение полномочий лидерства; Изменение группового сознания.

36. К-т л-ть – группа: особенности проявления, пути разрешения. К-ты между л-тью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими к-тами. связана со стр-рой такого к-та. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает л-ть, а с другой - группа. Стало быть, к-тное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения л-тных и групповых мотивов, а образы к-тной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым - в групповых. отражает специфику причин рассматриваемого к-та. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое хар-ризуется такими понятиями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы». Позиция - официальное, определяемое должностью положение л-ти в группе. Статус - реальное положение л-ти в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности (высокий, средний и низкий). Внутренняя установка - субъективное восприятие л-тью своего статуса в группе. Роль - нормативно заданный или кол-вно одобряемый образец поведения л-ти в группе. Групповые нормы - общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы. Причины возникающих между л-тью и группой к-тов всегда связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно к-тность л-ти с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установке); в) с нарушением групповых норм. находит свое отражение в формах проявления данного к-та. Такими формами м.б.: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с к-тующим; резкая критика в адрес к-тующего; эйфория со стороны к-тующего и т. д.

37. Межгрупповой к-т: понятие, причины, функции. МК - внешний к-т между разными группами. Само понятие «МК» предполагает, что к-тный процесс возникает во взаимодействии между различными группами и осуществляться он может по разл. причинам, в разл. условиях, в разл. формах, с разл. степенью напряженности. Фактически там, где имеет место межгрупповое взаимодействие, могут возникать и, как правило, возникают МК. Но межгрупповое взаимодействие присутствует во всех сферах общественной жизни – экономической, соц., политической, духовной, во всех соц. институтах и в большинстве организаций, след-но, к-ты могут возникать повсеместно. Причины, приводящие к МК 1. Распределение ресурсов. 2. Взаимозависимость задач. 4. Различия в представлениях и ценностях. 5.Различия в манере поведения и жизненном опыте. 5.Неудовлетворительные коммуникации.

38. Межгрупповой к-т: форма протекания, способы разрешения. В динамике развертывания МК м.б. выделено несколько стадий, например, такие: 1) объективные отношения, составляющие основу к-та (к-тная ситуация); 2) осознание целей как несовместимых (возникновение к-та); 3) выбор путей достижения целей каждой из сторон; 4) прямое к-тное взаимодействие (эскалация и де эскалация к-та); 5) завершение к-та. 1. Соперничество соц. группы состязаясь друг с др., добиваясь одной цели, стремятся в чем-то превзойти соперника. 2. Столкновение – соперничающие группы стремятся (или вынуждены) нанести ущерб, ощутимый, а иногда и гибельный, друг другу. 3. Доминация (господство) – одна группа имеет существенное преимущество в самом важном, в силу чего господствует над другой в эконом-ком, полит-ком, языковом и т.д. отношении. 4. Уклонение – одна из них или обе стремятся отстраниться, отойти, отодвинуться от др., чтобы избежать столкновения, удара, нападения и т.п. 5. Избегание – одна из к-тующих групп стремится отделиться, удалиться от др., избежать встречи с ней, сулящей за собой неприятные, нежелательные последствия. 6. Аккомодация – одна группа (как правило, уступающая в могуществе, богатстве и т.п. другой) стремится приспособиться к давлению более сильной соц. группы. 7. Ассимиляция – одна группа уподобляется другой в каком-л. важном отношении усваивая ее существенные особенности, нормы поведения и т.п. 8. Подавление – одна из к-тующих групп получает решающее преимущество, в силу чего оказывается в состоянии насильственно, часто при помощи вооруженной силы положить конец существованию враждебной группы. 9. Переговоры – соперничающие группы (чаще их представители) обмениваются мнениями, сближают свои позиции и достигают соглашения о способах урегулирования к-та путем взаимных уступок друг другу. 10. Компромисс – позволяет достичь соглашения между группами путем взаимных уступок друг др. 11. Согласие – позволяет к-тующим группам придти к взаимной договоренности, к соглашению по какому-л. важному для них вопросу. 12. Сотрудничество – дружественные или соперничающие друг с др. группы начинают заниматься совместной Д. в важной для них сфере общественной жизни. 39. Классификация соц. к-тов и их хар-ка. СК - это высшая стадия р-я противоречий в системе отношений людей, соц. групп, соц. институтов, обществе в целом, кот. хар-ризуется усилением противоположных тенденций, интересов соц. общностей и индивидов. 1. К-т между отдельными л-тями. В основе этого к-та находятся такие противоречия, кот. возникают между отдельными людьми. Источники и ср-ва разрешения такого к-та связаны с общением между людьми. 2. К-т между -тью и обществом. Он затрагивает производство, распределение товаров и услуг, контроль за поведением людей, необходимый для поддержания целостности общества. Может выражаться в отношении чел-а к своей Д., к труду и приводить к отчуждению от них. К-ты этой группы связаны с соц., эконом-ким и полит-ким аспектами жизни общества, с эмоц-ными отношениями людей, построенными на выполнении ролевых предписаний. Именно здесь проявляются несовершенство адаптации чел-а к группе, неумение правильно построить взаимоотношения в семье, на работе, с друзьями. Все это становится причинами к-тов. 3. К-т между соц. общностями, группами и слоями. К-тная ситуация заключается в противоборстве групп, преследующих несовместимые цели. Источником противоположных интересов этих групп явл-ся общественные потребности, поэтому возникновение к-тов прямо связано с возможностью удовлетворения этих потребностей. Политическая власть - один из часто встречающихся предметов к-та. Непрерывные изменения в общественной системе служат источником к-та между организационными стр-рами и между людьми. 4. К-ты на межнац-ном и межгос-ном уровне. Они могут иметь такие проявления, как: - аномия - разрушение культурного единства из-за отсутствия четких соц. норм. Причины анемии - ослабление влияния религии и политики, растущее значение торгово-промышленного класса, что вызывает распад когда-то прочной системы нравственных ценностей; - культурное запаздывание. Оно происходит, когда изменения матер-ной сферы производства опережают возможности нематер-ной культуры (обычаи, философские системы, законы и формы правления). В рез-те возникает постоянное несоответствие матер-ной и нематер-ной культуры, что порождает множество соц. проблем; - господство чужой культуры, которое имело место в доиндустриальных обществах, колонизированных европейскими нациями. Когда европейские ценности наложились на местные, то рез-том явилось неестественное и чреватое к-тами смешение двух культур; - соц. к-ты на международном уровне. К-ты такого рода - это сложное явление, включающее множество спорных вопросов и сторон.

40. Осн. пути разрешения соц. к-тов. СК - это высшая стадия р-я противоречий в системе отношений людей, соц. групп, соц. институтов, обществе в целом, кот. хар-ризуется усилением противоположных тенденций, интересов соц. общностей и индивидов. Специалисты выделяют след. способы решения СК: компромисс - решение проблемы через взаимные уступки сторон; переговоры - мирная беседа обеих сторон по решению проблемы; посредничество - использование третьей стороны в заочном решении проблемы; арбитраж (третейский суд) - обращение к наделенному спец. полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы; применение силы, власти, закона - одностороннее использование власти или силы той стороной, кот. считает себя сильнее.

41. Формы завершения к-тов. Возможные пути выхода из конфликтов следующие: Реставрация - возвращение общества к док-тному состоянию: к прежним формам соц. жизни, соц. институтам, кот. продолжают существовать с учетом новой ситуации. Невмешательство (выжидание) - надежда на то, что «все само собой образуется». Это путь затягивания и проволочек реформ, топтания на месте. В открытом обществе, если противостояние не грозит всеобщим крахом, данный путь при определенных условиях м.б. плодотворным. Обновление - активный выход из к-та путем отбрасывания, отказа от старого, р-я нового. Каждый соц. к-т конкретен, он происходит в определенных соц. условиях. След-но, и пути выхода из него должны соответствовать сложившейся конкретной ситуации. Общая стратегия выхода из соц. к-та должна заключаться в совмещении этих 3х путей. Обновление необходимо, в этом ключ разрешения любого к-та, но все обновить невозможно по причине инертности чел-ского сознания. Следует предусмотреть естественный процесс отката (реакции) к некоторым старым ценностям и формам.

42. Факторы и условия конструктивного разрешения к-тов. Современная к-тология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение соц. к-тов: - своевременный и точный диагноз причин к-та, т.е. выявление существующих противоречий, интересов, целей. - обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон. - совместный поиск путей преодоления к-та. Здесь возможно использование целого арсенала ср-в и м-дов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т.д. К-тология также выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения к-та: • Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов. • К-тующие стороны должны стремиться к снятию психол-кой и соц. напряженности. • Участники к-та должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу. • Все к-тующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.

43. Этапы разрешения к-тов. Разрешение к-та – многоэтапный процесс, имеющий свою логику. 1. Аналит. этап – сбор и оценка инф-ции по след. Проблемам: объект к-та, оппонент, собственная позиция, причины и непосредственный повод, соц. Среда, вторичная рефлексия. 2. Прогнозирование варианта решения: наиболее благоприятный, наименее благоприятный, что будет, если просто прекратить действия. 3. Действия по реализации намеченного плана. 4. Коррекция плана. 5. Контроль эффективности действий. 6. Оценка рез-тов к-та.

44. Медиаторство: понятие, виды. Медиаторство, медиация (посредничество) - содействие третьей стороны двум или более другим в поисках соглашения в спорной или к-тной ситуации. Центральной фигурой процесса М. является медиатор - это лицо (группа лиц или организация), осуществляющее медиаторскую Д.

45. Переговорный процесс, его функции и основное содержание. Переговоры – способ разрешения к-тов, возможный, когда к-тующие стороны осознают бесплодность столкновения и стремятся к урегулированию. Переговоры основаны на принятии совместных решений к-тующими сторонами независимо от того, насколько они с ними соглашаются. Сторонами выбираются решения, определяемые как наилучшие в данной конкретной ситуации. Виды переговоров по целям, достигаемым субъектами к-та: 1) продление действующих договоров; 2) нормализация отношений; 3) перераспределение ресурсов или объекта к-та в пользу одной из сторон; 4) создание новых соглашений и договоренностей; 5) достижение второстепенных эффектов, отвлекающих от главного объекта к-та. Все переговорные методики выполняют следующие ф-ции: инф-ционная (обмен мнениями по какой-л. проблеме); коммуникативная (налаживание новых связей); координация действий; контроль (напр., по поводу реализации соглашений); отвлечение внимания (одна из сторон стремится выиграть время для наращивания сил); пропаганда (желание одной из сторон показать себя в выгодном свете); проволочка (одна из сторон желает вселить надежду у другой на решение вопроса и таким образом успокоить, расслабить ее). Решения, кот. м.б. приняты при переговорах: 1) сотрудничество через «новое решение»; 2) компромиссное решение; 3) компромисс одной из сторон (асимметричное решение). Чаще происходит компромиссное решение, при кот. все к-тующие стороны соглашаются пойти на уступки. Переговоры поддерживают необходимый баланс уступок, или «принцип Парето», который обеспечивает неоспоримость некоторого уровня интересов субъектов к-та (В.Парето, 1904г.). Если уступки одной стороны превалируют над компромиссом другой к-тующей стороны, происходит асимметричное решение. Наиболее сложным явл-ся поиск нового решения в переговорном процессе (Р. Фишер, У. Юрии, 1980гг) – способность рассматривать объект к-та в более широком контексте, формировать новую систему ценностей и предлагать нестандартный взгляд на к-тную ситуацию. Самые распространенные п-рные м-дики: выжидание, уход, постепенное повышение сложности, разделение проблем на отдельные отрасли, ложные акценты, выражение согласия, отмалчивание и др.

46. Этапы переговорного процесса. Переговорный процесс – достаточно длительное по временному параметру явление, так как содержит определенные этапы, только последовательное достижение кот. приводит к разрешению к-та. 1. Подготовка к п-рам. 2. Ведение п-ров. 3. Анализ результатов п-ров. 4. Выполнение достигнутых соглашений. 1й этап начинается с заявления одной из сторон к-та или 3го лица о стремлении и подготовке к п-рам. Организуется пространство для п-ров, определяется оптимальное кол-во участников и сроки проведения п-ров. Отбор приглашаемой делегации должен осуществляться по принципу соблюдения командности участников. На подготовительном этапе анализируются интересы к-тующих сторон, выстраивается их иерархия, выявляется истинный объект к-та. Заблаговременно разрабатываются возможные решения противоречия. Приветствуется их высокая вариативность и альтернативность исходов. В каждом решении рассматриваются необходимые ресурсы, определяется степень затрат и выгода для каждой из к-тующих сторон. Любое предложение должно иметь сильную мотивацию, грамотно оформлено в понятную для всех субъектов п-ров форму. Исключается двусмысленность и усложнение формулировки предложения. Решение предполагает объективные аргументы, кот. в случае необходимости разъясняются участникам п-ров. Ведение п-ров – этап открытого обсуждения к-та. Все неясные моменты д.б. уточнены на этой стадии. Каждая сторона должна иметь четкое представление об интересах др. сторон, однозначно понимать позицию каждого субъекта к-та. Обсуждаются уступки, на кот. может пойти каждая из сторон, а также интересы, принципиальные для них. Окончательное согласование принимаемого решения происходит в 2 этапа: 1) согласование общей концепции и положений решения; 2) уточнение и согласование деталей решения. Этап анализа рез-тов п-ров помогает осознать сторонам положения, кот. они добились. Происходит субъективная оценка: чем более она высока, тем более успешными можно считать п-ры. Анализируется степень разрешения главного противоречия. Как правило, на этом этапе составляется документ, содержащий соглашения сторон и др. рез-ты п-ров. Закл. этап п-ров служит объективным показателем успешности состоявшихся п-ров. Стороны выполняют взятые на себя обязательства и действуют в рамках заключенного соглашения.

47. Манипулятивные технологии в переговорном процессе. В решении межл-тного к-та очень часто используют манипулятивные приемы, которые нужно знать. Чаще всего встречаются: - ссылки на авторитет; - выдергивание отдельных фраз из контекста; - уход от темы разговора; - намеки; - лесть; - шутки-высмеивания; - предсказание ужасных последствий. Это так называемые простые приемы. Есть и более сложные: - имитация решения проблемы; - альтернативные формулировки вопросов. Требующие ответа «да» или «нет»; - сократовские вопросы (техника первого «да»); - оттягивание решения и др. Для того, чтобы успешно противостоять манипуляциям, необходимо знать их и уметь выбрать правильный ответ. Вот несколько примеров с ответами на манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости»: - Патетическая просьба «войти в положение» - Не брать на себя обязательств; Создание видимости того, что позиция оппонента слишком сложна и непонятна - Спросить о том, что именно непонятно; Изображение делового партнера, представление существующих проблем как несущественных, побочных вопросов - Твердо указать на то, что есть много препятствий для решения проблем; Поза «благоразумности» и «серьезности», авторитетные заявления, основанные на «очевидных» и «конструктивных» идеях - Заявить, что некоторые очень важные аспекты еще не были приняты во внимание.

48. Технология стратегий и тактик в переговорном процессе. Модели поведения в п-рном процессе участников к-тного взаимодействия и рез-тат этого процесса во многом будут зависеть от выбранной каждым из них стратегии. Такими стратегиями являются: • выигрыш-проигрыш (выигрыш за счёт проигрыша аппонента); • проигрыш-выигрыш (уход от к-та, уступка аппоненту); • проигрыш-проигрыш (самопожертвование во имя гибели соперника); • выигрыш-выигрыш (достижение взаимовыгодных соглашений). Та или иная стратегия п-рного процесса обеспечивается применением тех или иных тактик поведения или тактических технологий в п-рном процессе.Наиболее широкое применение получили след. тактики поведения. 1. «Видимое сотрудничество» (в стратегиях «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш») - партнер, занявший эту тактику, заявляет о своей готовности сотрудничать, но постоянно находит повод уйти от принятия соглашения. Цель: выигрыш времени и создание условий для решительного штурма. 2. «Дезориентация партнера» («выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш»). Является более активной и целеустремленной, заранее планируется. Приемы: критика конструктивных положений партнера, использование неожиданной инф-ции, обман, угрозы и др. Цель: принуждение партнера к действиям в направлении ваших собственных интересов. 3. «Провокация чувства жалости у партнера» («выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш»). Цель: усыпление бдительности соперника, снижение его активности, подталкивание на уступки. Приемы: изливание души, создание образа беззащитного чел-а, жалобы на страдания и т.п. 4. Ультимативная тактика - одна из жестких («выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш») - предъявление ультиматума в самом начале п-ров или в процессе п-ров. Ультиматум – требования, предъявляемые одним из участников к-та другому в категоричной форме с указанием конкретных сроков выполнения этих требований и угрозой применения мер воздействия в случае отказа. 5. Тактика выжимания уступок («выигрыш – проигрыш») - требования предъявляются сопернику не сразу, а поэтапно. Каждое из предъявляемых требований представляется как исчерпывающее. 6. Тактика лавирования резервами уступок («выигрыш-выигрыш»), важно знать резервы собственных уступок и соперника (предварительная инф-ция).

49. Специфика ведения переговоров с противником. П-ры с противоборствующей стороной явл-ся подчас единственным ср-вом избежать применения силы, сохранить жизнь заложников, военнослужащих, мирного населения. 1. П-ры с противником носят вынужденный хар-р. Осн. задачи: защита жизни людей (заложников, мирного населения, военнослужащих); задержание преступников (нейтрализация противника); возвращение или защита имущества. 2. Именно противники зачастую выбирают тех, с кем хотят вести диалог. Почти в половине ситуаций п-ры ведутся с помощью посредников, не связанных с преступниками (членов экипажей самолетов, пассажиров, просто случайных людей). Положительное влияние на ход п-ров оказывают лица, привлекаемые к их проведению: представители общественности, СМИ, местные авторитеты, священнослужители, родные и близкие преступников. Участию их в п-рах должна предшествовать предварительная проработка линии их поведения. П-ры с противником включают в себя 3 периода: * подготовка к п-рам, обсуждению проблемы; * выдвижение и обсуждение предложений и условий; * достижение договоренности и обеспечение его выполнения. Для конструктивного взаимодействия с оппонентом в ходе п-ров м.б. рекомендованы след. принципы: Не применять первым приемы, вызывающие конфронтацию. Внимательно выслушивать оппонента, не перебивать. Пассивность на переговорах говорит о плохой проработке позиции, ее слабости, нежелании вести переговоры. Не убеждать партнера в ошибочности его позиции. При согласии партнера пойти на уступку не следует рассматривать это как проявление его слабости. 3. Особую роль играет п-рная группа, служащая связующей нитью между органами управления МВД, ФСБ и террористами. Опыт показывает целесообразность привлечения к п-рному процессу специалистов-пс-гов, лингвистов и др. Они могут помочь определить особенности, этническую принадлежность, профессию, место проживания террористов.

50. Понятие глобальных к-тов, их критерии и причины. ГК – это к-ты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего чел-ства и несущие угрозу существованию цивилизации (напр., всемирный потоп). Особенности ГК: 1. ГК– это к-ты цивилизационного, планетарного масштаба. Они затрагивают интересы и судьбы всех людей планеты. В рамках таких к-тов противоборствующие субъекты неотделимы от чел-ства как единого, целостного соц. организма. 2. Опасность возникновения ГК появляется на определенном этапе р-я чел-ства – в середине XX столетия, когда р-е науки и техники существенно расширило границы вмешательства чел-а в природу и коренным образом изменило принципы соц. взаимодействия людей, их потребности и духовную культуру. В этот период со всей очевидностью стали проявляться проблемы, которые несут угрозу существованию самих основ жизнеД. разумной цивилизации, естественному р-ю живой и неживой природы. 3. ГК дисфункциональны, они несут угрозу существованию чел-ства. Гл. задача, кот. стоит перед мировым сообществом, – не допустить возникновения и р-я таких к-тов. 4. ГК имеют симптомы, кот. не менее опасны для чел-ства, чем сами к-ты (аварии и катастрофы с большим числом чел-ских жертв). Осн. причины возникновения ГК: 1. Экономические причины – это форм-ние буржуазных отношений и связанного с ними процесса первоначального накопления капитала, борьба предпринимателей за источники сырья и рынки сбыта; 2. Политическая причина – связана с предыдущей; имеется в виду форм-ние в XVII-XVIII вв. нац-ных буржуазных гос-в, кот., выражая интересы своей соц. опоры – предпринимателей, начинают ожесточенную борьбу за доп. источники дохода, контроль над источниками сырья и рынками сбыта, колониями. Это гл. причина региональных и мировых войн; 3. Соц. причина – это постепенное разрушение старой феодальной соц. стр-ры общества, форм-ние двух новых осн. классов – буржуазии и наемных рабочих и, соответственно двух к-тных ситуаций: 4. Идеологическая причина – это изменения в господствующей идеологии, выразившиеся в падении влияния церкви (прежде всего католической) – одного из главных связующих элементов традиционного феодального общества; в переходе от религиозного к рационалистическому мировоззрению. При этом следует отметить огромную роль философии Просвещения в крушении старых порядков.

51. Понятие региональных к-тов, их субъекты, критерии и причины. РК мы – это такие к-ты, ко. возникают на основе противоречий, складывающихся между отдельными гос-вами, коалициями гос-в или отдельными региональными субъектами соц. взаимодействия внутри гос-ва, и охватывают большие географические и соц. пространства. Под региональными субъектами соц. взаимодействия внутри гос-ва мы будем понимать отдельные административно-территориальные образования со своими экономическими, политическими, духовными и иными интересами и ценностями. Критерии: субъектности (межгос-венные, межнациональные, межконфессиональные, расовые); кол-ва участников (двусторонние, многосторонние); объекта (предмета) спора, сферы к-та (эконом-кой, полит-кой, нац-ной, религиозной). Причинами РК ученые называют:» конкуренцию гос-в;» несовпадение нац. интересов;» территориальные притязания;» соц. несправедливость в глобальном масштабе;» неравномерное распределение в мире природных ресурсов;» негативное восприятие сторонами друг друга;» личную несовместимость рук-лей и пр.

52. Хар-ка этнических к-тов. ЭК – к-т между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-л. гос-ве. Этноконфликт — к-т между группами людей, принадлежащих к различным этносам. Это особая форма соц. или политического к-та, обладающего некоторыми особенностями: в к-тующих группах усматривается разделение по этническому признаку; стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде; в отдельных видах этнок-тов этнический фактор стремится к политизации; новые участники солидаризируются с одной из сторон к-та исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка; этнок-кты чаще всего не явл-ся ценностными и происходят вокруг тех или иных объектов и интересов групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: