Штаб-квартира Совета располагается в г. Брюсселе


89. Международно-правовая защита капиталовложений.

Как известно, приток иностранных инвестиций является важным фактором стабилизации экономики. Привлекательный режим капиталовложений обеспечивает целый комплекс мер — льготное налогообложение, выплата компенсаций в случае вооруженных конфликтов и беспорядков, беспрепятственный перевод прибыли за рубеж, независимость органов по решению возникающих инвестиционных споров и т.д.

Государства активно сотрудничают в деле поощрения и защиты капиталовложений. Так, во многих европейских государствах предусматривается предоставление иностранным инвесторам национального режима, устанавливается льготный налоговый режим, закрепляется процедура суброгации (уступки инвесторами своих прав при наступлении страхового случая своему государству).

Россия в настоящее время является участником порядка 30 двусторонних договоров о поощрении и защите капиталовложений. Кроме того, Россия ратифицировала многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г., заключенное в рамках СНГ.

Договоры дают перечень лиц, могущих быть инвесторами. Под инвесторами понимаются:

- физические лица, являющиеся гражданами договаривающихся государств;

- юридические лица, созданные в договаривающихся государствах.

Термин «капиталовложения» охватывает все виды имущественных ценностей, которые инвесторы одного государства вкладывают на территории другого, и в частности:

- движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права;

- акции, вклады и другие формы участия;

- права требования по денежным средствам или услугам, имеющим экономическую ценность;

-авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки или знаки обслуживания, фирменные наименования, а также технологию и «ноу-хау»;

- права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку, разработку и эксплуатацию природных ресурсов.

Капиталовложения инвесторов договаривающихся государств не могут быть национализированы или подвергнуты мерам, равным по последствиям национализации, за исключением случаев, когда такие меры применяются в общественных интересах, в установлен-ном законодательством порядке, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Компенсация должна соответствовать реальной стоимости национализируемых капиталовложений. Компенсация выплачивается без необоснованной задержки в свободно конвертируемой валюте и свободно переводится на территорию другого государства.

Соглашения гарантируют инвесторам после уплаты ими соответствующих налогов и сборов беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с капиталовложениями.

Государство, на территории которого был нанесен ущерб капиталовложениям инвесторов в результате какого-либо вооруженного конфликта, введения чрезвычайного положения или гражданских беспорядков, предоставляет таким инвесторам в отношении восстановления имущества, компенсации и других видов урегулирования режим не менее благоприятный, чем режим, который она предоставляет собственным инвесторам или инвесторам любого третьего государства.

Важным аспектом правового режима иностранных инвестиций является возможность независимого и беспристрастного разрешения инвестиционных споров. В соответствии с положениями Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств 1965 г. (находится на ратификации в Федеральном Собрании РФ) определен орган по разрешению такого рода споров (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) и предусмотрена процедура арбитражного разбирательства.

По соглашениям о капиталовложениях споры между государством и инвестором, возникающие в связи с осуществленными капиталовложениями, в том числе споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации, могут быть переданы по выбору инвестора в:

компетентные суд или арбитраж государства, на территории которой осуществлены капиталовложения; либо третейский суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ*.

___________________________________________________________________________

* Комиссия ООН по праву международной торговли (United Nations Commission on International Trade Law — UNCITRAL) учреждена на 21-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция 2205 (XXI) от 17 декабря 1996 г.) с целью содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли.


90. Международные автомобильные перевозки.

Правовой статус наземной транспортной среды неразрывно связан с правовым статусом государственной территории. Суверенитет государства полностью распространяется на принадлежащие ему территориальные образования и предопределяет специфику правового режима наземной перевозки. Организация автомобильного сообщения самым тесным образом связана с нормами национального публичного права. Международное автомобильное сообщение, кроме того, обладает особой спецификой. Ав то тран с пор т ное средство пересекает границы и следует по дорогам разных государств, т. е. существует необходимость установления единообразных правил дорожного движения, единой системы дорожных знаков и сигналов.

Международная автомобильная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров автотранспортным средством на основе международного договора, при которой пункт отправления находится на территории одного государства, пункт назначения – на территории другого, а также перевозки транзитом. Соглашение о международной автомобильной перевозке представляет собой особый вид внешнеторговых сделок, особое коммерческое соглашение. Автоперевозки обычно осуществляются не сторонами контракта, а связанными с ними фирмами, которые могут сами заключать договор автоперевозки. Наиболее характерным юридическим признаком этих соглашений является их природа как двойной внешнеторговой сделки.

В Европе действует целая система международных договоров, регулирующих автоперевозки. Среди региональных европейских соглашений основную роль в правовом регулировании международных автомобильных перевозок играют Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г.

Россия участвует в большом количестве двусторонних международных договоров о международном автомобильном сообщении. Все эти соглашения содержат общие положения, которыми устанавливается разрешительная система международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов, разрешаются вопросы перевозок в третьи страны и из них (например, Российско-австрийское соглашение о международном автомобильном сообщении). Перевозки в третьи страны и из них осуществляются на основе «стандартной международной лицензии», выдаваемой с разрешения ЕКМТ, членом которой Россия является с 1997 г.

Поскольку автотранспортное средство является источником повышенной опасности, то при автомобильной перевозке очень важны гарантии, предоставляемые третьим лицам на случай причинения вреда. Автоперевозки предполагают обязательное страхование гражданской ответственности. В Европе с 1953 г. действует международная автомобильная страховая карточка (система «зеленой карточки»).


91. Международные ж/д перевозки.

Международная железнодорожная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами на условиях международной железнодорожной конвенции. Железнодорожные перевозки в отсутствие международного транспортного соглашения не являются международными, а имеют национально-правовой характер. Такая перевозка разбивается на несколько этапов и оформляется несколькими договорами перевозки: следование до пограничной станции – по закону государства места отправления, после пересечения границы – по национальному праву соответствующего иностранного государства и т. д. Международные железнодорожные конвенции могут иметь как межправительственный, так и межведомственный характер. Наряду с этими конвенциями заключаются специальные соглашения вспомогательного характера, регулирующие исключительно отношения между железными дорогами и не создающие права и обязанности для сторон в договоре перевозки.

Общепризнанное положение – при наличии железнодорожной конвенции применение национального законодательства допускается только при наличии отсылки к нему в самой конвенции либо по вопросам, в конвенции не урегулированным. Особенности коллизионного регулирования международного железнодорожного сообщения заключаются в совмещении действия в каждом договоре нескольких коллизионных начал. Чрезвычайно распространенной является трансформация общих коллизионных привязок (закон места нахождения вещи, места совершения договора) в специальные (закон дороги отправления, следования, транзита, назначения и т. д.). Правовое регулирование железнодорожных перевозок предполагает возможность автономии воли при выборе применимого права и юрисдикции.

Многосторонние международные соглашения о железнодорожных перевозках заключаются, естественно, только на региональном уровне. Есть Соглашение о международных железнодорожных перевозках 1980 г. (КОТИФ). В рамках КОТИФ создана Бернская организация международного железнодорожного транспорта.

Россия также участвует в многосторонних международных региональных соглашениях по железнодорожным перевозкам – в Соглашении о международном грузовом сообщении. Россия имеет целую систему двусторонних соглашений о международном железнодорожном грузовом и пассажирском сообщении с разными странами (Турцией, Финляндией, Ираном, Австрией и др.).


92. Международная охрана авторских прав

Институт признания и охраны авторских прав начал активно формироваться в международном праве с конца XIX в. Было заключено значительное число международных соглашений по авторскому праву, многие из которых действуют до сих пор, например. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (Россия участвует в Конвенции в редакции 1971 г.). Согласно Бернской конвенции охрана не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для РФ уже являлись общественным достоянием.

Охрана прав авторов, предусмотренная Бернской конвенцией, была дополнена положениями Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. и Протоколами 1 и 2 к ней (Россия участвует в Конвенции в редакции 1971 г.). Конвенция установила охрану следующих прав авторов — право на выпуск в свет, право на воспроизведение, распространение и т.д. Охраняются исключительные права автора на воспроизведение своих произведений любыми способами, включая публичное исполнение, радиотрансляцию, право автора на перевод или разрешение перевода другим лицам.

Конвенция расширила перечень охраняемых произведений. Охране, в частности, подлежат литературные, научные и художественные произведения, а также произведения кинематографии, живописи, скульптуры и графики. При этом конвенция не применяется в отношении произведений, охрана которых ко времени вступления конвенции в силу в данном государстве не осуществлялась.

Срок охраны авторских прав охватывает время жизни автора и 50-летний период после его смерти. Охрана произведений фотографии и прикладного искусства не должна быть меньше 10 лет.

Наряду с правами авторов конвенция защищает права и других носителей авторских прав (наследников, юридических лиц и т.д.).


93. Международная охрана прав, смежных с авторскими.

Международно-правовой охране подлежат и смежные права. Международная конвенция по охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 г. определила срок охраны таких прав в 20 лет. По Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. срок охраны не может быть меньше 20 лет.

Помимо вышеуказанных многосторонних конвенций, Россия является участницей нескольких десятков двусторонних соглашений об охране авторских прав и интеллектуальной собственности.

Так, согласно конвенциям об охране авторских прав, государства применяют Всемирную конвенцию об авторском праве в отношении произведений или прав на произведения литературы, науки и искусства и фотографические снимки, созданные гражданами договарива­ющихся стран, вне зависимости от даты их создания или выпуска в свет. Охрана распространяется также на личные неимущественные права авторов или иных правообладателей. Соглашения предусматривают свободное осуществление платежей и расчетов с иностранными авторами. При этом возникновение, содержание или прекращение авторских прав на произведение или фотоснимок определятся законодательством государства, на территории которого имеет факт их использования или нарушения

Первой организованной международной реакцией на необходимость в предоставлении правовой охраны трём категориям бенефициаров смежных прав стало заключение в 1961 году Международной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания («Римской конвенции»).

В отличие от большинства международных конвенций, которые как правило, синтезируют существующее национальное законодательство многих стран, Римскаяконвенция явилась попыткой установить международно-правовые нормы в новой области, по которой к тому времени существовало незначительное число национальных законов. Поэтому большинство государств до присоединения к Конвенции должны были составить проекты законов о смежных правах и принять их.

Со времени принятия Конвенции в 1961 году множество государств осуществили законодательные инициативы в вопросах, относящихся к смежным правам настолько, что их внутреннее законодательство «превысило» минимальные уровни охраны, установленные Конвенцией.

Одной из самых крупных международных реакцией на всё возрастающие потребности в правовой охране смежных прав стало заключение Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам («ДИФ»), подписанного в Женеве 20 декабря 1996 года. В нём предусматривалось предоставление дополнительной охраны имущественныхи неимущественных прав исполнителей и производителей фонограмм, в частности, в отношении их использования в цифровом виде, включая использование сетиИнтернет. Договор вступил в силу 20 мая 2002 года. Для России ДИФ вступил в силу с 5 февраля 2009 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: