Синдром «эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе

Термин – «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Основными признаками синдрома сгорания являются:

- ощущение эмоционального истощения;

- наличие негативных чувств по отношению к клиентам;

- негативная самооценка.

Существенную роль в «эмоциональном сгорании» играют три основных фактора:

- личностный;

- ролевой;

-организационный.

При изучении личностного фактора некоторые исследователи принимали во внимание следующие показатели: возраст, пол, семейное положение, стаж, образовательный уровень, стаж данной работы, социальное происхождение, такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворенность зарплатой, чувство собственной значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, самостоятельность и уровень контроля со стороны руководства и др. Прямой связи синдрома «сгорания» с уровнем зарплаты не было обнаружено. Вместе с тем, неудовлетворенность профессиональным ростом и установкой на поддержку (благожелательность) оказались более связанными с развитием синдрома «сгорания». Выявилась и большая подверженность «сгоранию» и социальных работников, испытывающих недостаток самостоятельности («сверхконтролируемые»).

Существенную роль в «эмоциональном сгорании» играет ролевой фактор. Учеными были проведены исследования и по­лучены значимые корреляции между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и «сгоранием». Они выявили, что это особенно проявляется в тех профессиональных ситуациях, в которых общие действия слабо согласованы, нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, тогда как результат труда зависит от слаженности и скоординированности действий.

На развитие синдрома «сгорания» оказывает воздействие и организационный фактор. Его влияние связано с тем, что работа может быть сложной по содержанию, но недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, а характер руководства может не соответствовать содержанию работы и т. д. Распространению синдрома также способствует неопределенность функций или недостаток ответственности.

Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании» может осуществляться с помощью двух видов терапии: работе с лицами, подверженными «сгоранию», и смягчение действия организационного фактора. Работа с пациентом должна включать применение лекарственных препаратов и различных видов психотерапии.

Важнейшим условием предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником. Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к синдрому «сгорания». Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях.

Большое значение имеют такие качества, как самоконтроль, самооценка, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным для социального работника является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание – это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и на­выки самообладания.

Роль социального работника как профессионала более сложна, чем, например, роль врача или психолога, поскольку она еще не имеет такого же профессионального статуса. Социальному работнику в своей деятельности часто приходится сталкиваться с негативным «обратным трансфертом».

Понятие «обратный трансферт» (перенос эмоционального отношения клиента к значимым для него ценностям, людям, явлениям) было выдвинуто З. Фрейдом в 1910 г. «Обратный трансферт» может быть как позитивным, так и негативным. Существует много различных типов проявлений «обратных трансфертов». Так, социальному работнику часто приходится испытывать чувство вины в случае, например, суицида клиента. Еще одним типом «обратного трансферта» является агрессивность, которая может возникнуть в ходе работы. Ярость клиента может спровоцировать ответную негативную реакцию социального работника, вызвать у него чувство раздраженности, оскорбленности, желание мести, напряженность и беспокойство. Ключ к предупреждению таких ситуаций – повышение культуры общения, взаимопомощь и взаимопонимание, доброжелательность, самовоспитание и контроль. Важно своевременно снимать последствия негативного «обратного трансферта», находить правильный выход из кризисной ситуации.


[i] Раупе М. Modern Social Work Theory: a Critical Introduction. L, 1991.

[ii] Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Основы построения концепции и организации социальной работы в России первой половины 1990-х годов. Барнаул — Москва, 1993; Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики социальной работы. Барнаул, 1993. С. 112-115.

[iii] Гуслякова Л.Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина. Барнаул, 1995.

[iv] Goldstein H. Social Work Practice: a Unitary Approach. Columbia, 1973; KohutH. The Search for the Self: Selected Writing of Heinz Kohut: 1950-1978 (2 vols). N. Y., 1978.

[v] Руддестам К. Групповая психотерапия. М.,1990.

[vi] Основные направления государственной социальной политики но улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей): Сб. нормативных актов. М.: Синергия, 1996; Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб. нормативных актов. М.: Минсоцзащиты России, 1996.

[vii] Сборник нормативно-правовых актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях. Части I, П. М.: Минтруд России, ЦБНТИ, 1997; Топчий Л.В. Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей. М., 1997.

[viii] См.: Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. М: Минсоцзащиты России, 1994.

[ix] Российский статистический ежегодник / Стат. Сб. Росстат., М: 2007 г.

[x] Основы социальной работы / под ред. Н.Ф. Басова – М: “Академия”, 2004 г.

[xi] Социальная политика и социальная работа / под ред. Е.И. Холостовой – М: “Дашков и К”, 2007 г.

[xii] Организация работы органов социального обеспечения / под ред. А.Н. Савинова – М: “Форум”, 2005 г

[xiii] Зорькин В.Д. Тезисы о правовой реформе в России "Адвокат", N 10, 2006 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: